Вчера, 27 июня, отмена первого испытательного старта нового ракетоносителя произошла, по предварительной информации, из-за топливной системы двигателя – местный аэрокосмический гигант в проекте «Ангара» занимался другим.
Основная причина неожиданного инцидента, по сведениям газеты «Коммерсант», крылась в топливной системе двигателя РД-191 первой ступени ракеты-носителя: клапан топливной магистрали, который должен был закрыться и создать давление в камере сгорания, этого не сделал. В итоге, как сообщил один из прибывших на космодром специалистов, давление упало в считанные секунды. Эта неполадка и привела к срабатыванию автоматики, давшей отбой на запуск двигателя первой ступени.
Пуск будет перенесен на резервную дату – 28 июня. Однако источники в «Роскосмосе» усомнились в подобных перспективах, считая, что объем необходимых ремонтных работ отложит пуск «как минимум на неделю». Перенос пуска в данном случае неприятен, но не критичен, считает источник в ведомстве: «Автоматика сработала штатно, а значит, удалось избежать куда более серьезных последствий» (цитата по изданию).
Как сообщал БК55, пуск должен был состояться вчера в 18:15 по омскому времени. Изначально старт планировался в 2012-2013 годах, в этом году сначала датой называли 25 июня, однако ввиду дополнительных проверок его сместили на два дня. Основной целью пуска было выведение второй ступени ракеты-носителя с неотделяемым габаритно-массовым макетом на баллистическую траекторию. Сам макет должен был упасть около 15:36 мск на полуострове Камчатка.
По данным БК55, двигатели РД-191 выпускают на пермском предприятии «Протон-ПМ», ранее этим занималось химкинское НПО «Энергомаш». Впрочем, Омск здесь не совсем в стороне. Год назад источник в «Роскосмосе» пояснял СМИ производственную кооперацию по РД-191 так: в Перми делают большую часть агрегатов, в кооперации также будут участвовать Воронежский механический завод и омский «Полет». На НПО «Энергомаш» будет окончательная сборка двигателей и их испытания.
«Полет» в основном занимается сборкой отсеков ракеты. Проект выпуска «Ангары» основной заказ на сегодня для ПО «Полет» – филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева».
«Ангара» в перспективе должна стать основным российским носителем, и все ее модификации будут укомплектованы двигателями РД-191 (от одного до семи в зависимости от класса ракеты). Производитель РД-191, по данным СМИ, должен получить несколько миллиардов рублей инвестиций на развитие производства.
Никита Летов