Сегодня СМИ облетела новость – заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов начал готовить поправки в закон «Об образовании», которые предусматривают наказание за оскорбления учителей и применение насилия в отношении педработника.


Шудегов предлагает ввести наказание за «оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения, формирование негативного отношения в среде учителей и родителей и так далее». Причем зампред хочет, чтобы тех, кто обижает педагогов, судили по статье 319 УК РФ, как и тех, кто ругает власть. Наказание по ней подразумевает штраф, а также обязательные и исправительные работы на срок от 6 месяцев до 1 года. Потому что статья 130, по которой судят обидчиков обычных граждан, в суде обычно сводится к тому, было ли произнесена публично матерщина, содержится ли оскорбительное, по данным экспертизы, слово в СМИ. А с представителями власти сложнее – тут суд решает (читая – они сами), что их оскорбляет: нецензурщина или просто нелестный отзыв об их компетентности.


Я, значит, загремлю на срок одной из первых. Вместе с другими журналистами, интересующимися «детскими» проблемами. Сколько мы не пишем о компетентных педагогах, но и в том, что вскрываем их недостатки, поднимаем проблемы образования, разбираемся в конфликтах, при желании легко узреть «формирование негативного отношения в среде учителей и родителей». По этапу пойдем, впрочем, в компании неравнодушных педагогов, которые тоже пытаются как-то бороться за качество образования и воспитания, вынося школьные проблемы на суд общественности.


Уж про родителей и говорить нечего. Недовольных много, высказывающих свое мнение – единицы. Теперь их не будет вовсе. Хватит уже потворствовать свободе слова! И тогда в образовании наступит тишь и благодать. Проблема, правда, в детях. Надо как-то с детства их учить, чтобы не вякали – не придумывали кличек, не смели вслух замечать, что учитель ошибся. Дома под одеялом можно, но в классе – месте публичном – никак нельзя. В форму их уже одели, осталось дать приказ: встали в строй и захлопнули рты!


Логично тогда принять и другой закон – ввести для педагогов наказание за «оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения, формирование негативного отношения в среде учителей и родителей и так далее», которые они допускают в отношении детей. Разве справедливо, когда одним можно, а другим нельзя? Меня всегда удивляет, когда плохой педагог называет ученика «чуркой с глазами» или «пнем с ушами» (цитата из реальной жалобы мамы двойняшек – у мальчика уши топорщатся, у девочки глаза навыкате). И при этом ожидает в ответ уважительное: «Спасибо, учитель, за то, что объяснили окружающим мои недостатки». Впрочем, педагоги – люди умные, они могут унизить не только словами, к которым не придерется суд, но и делами: например просто не замечая ребенка. А ребенок и его родитель должны промолчать, не дай бог усомнившись в его компетентности.


11-летнему мальчишке из Омской области, на которого осенью пожаловалась в полицию собственная учительница, сильно повезло. Он вел себя на уроке неправильно, по мнению педагога, поэтому она потащила его к директору. Пацан, кстати, совсем не хулиган, а даже, наоборот, очень тихий, сопротивлялся, считая, что виноват не он, а его сосед. Учительница упала, синяк набила. И ничего, что у ребенка растяжение связок на той руке, за которую она «вела», на исправительные работы, случись это после принятия нового закона, отправилась бы его мама. Ну а мальчишку, вдруг взбунтовавшегося, просто выгнали бы из школы. Кстати, как такой закон согласуется со статьей Конституции о том, что право на образование имеет каждый? Надо поменять Конституцию-то - право на образование должен иметь только каждый слепо-глухо-немой и на всякий случай парализованный. А если ребенку даже со столь ограниченными возможностями здоровья покажется, что учитель как-то не так его трогает – это не понравилось родителям омской школы 162, и дело уже передано в суд – его мама тоже не сможет пожаловаться! Ведь ей же сначала придется собирать доказательства, публично обсуждать с другими родителями, с директором, а значит порочить честь педагога. Успеет педофил первым обратиться в суд – и жаловаться некому будет: все на исправительных работах.


Дети и родители, которые по закону об образовании считаются полноправными участниками процесса, реально и сейчас поставлены в положение подчиненных. Тут либо ребенку таскать с собой видеокамеру с диктофоном, либо педагог все равно перетянет на свою сторону свидетелей – и коллег, которые не хотят ссориться, и мам с папами, которые зависят от него. Вообще, я всегда считала, что уважение нужно заслуживать – его не выдают вместе с дипломом. В том числе и уважение детей к педагогам. Теперь отношения учителей и учеников будет регулировать закон. В конфликтах между детьми и педагогами, и без того трудных для рассмотрения, больше и разбираться никто не будет. И школьные психологи не нужны. Они ведь только наводят «тень на плетень», уверяя, что в любом споре между ребенком, родителем и учителем большая ответственность лежит на учителе – не досмотрел, не доработал, не понял. А не надо больше педагогам никого понимать! Функция школы – воспитывать учеников – отменяется. Зачем? Им же приказано уважать, так пусть заткнутся и уважают!


Наталья Яковлева