«Бог, ты русский, если позволяешь так мучиться Польше!», - фразу с таким смыслом произносит один из главных героев пьесы Mistras известного литовского драматурга Мариуса Ивашкявичюса, открывшей IV Международный театральный фестиваль «Академия». Но его организаторы предупреждают: не стоит искать в спектакле Государственного Вильнюсского Малого театра аллюзии с современностью.
Хотя на пресс-конференции, предварявшей начало форума, его художественный руководитель Георгий Цхвирава признался, что кроме Нового Рижского театра в лице его руководителя Херманиса, отказавшегося в резкой форме от поездок по России, омичи лишились совместной с поляками театральной лаборатории. «Это не санкции, но очень на них похоже», - сказал министр культуры региона Виктор Лапухин. «Херманис показал себя не очень умным человеком. Пострадали омские зрители», - вторит чиновнику программный директор «Академии» Александр Вислов.
Однако на приезд Вильнюсского театра, созданного Римасом Туминасом, обстановка вокруг России в Европе не повлияла. «Нам говорят, что мы должны поддерживать культурные связи. Не обрывать уже сложившиеся отношения. Общение должно развиваться. Я очень рада, что мы здесь», - рассказала БК55 директор Малого театра столицы Литвы Грета Холина.
Ради выступления в Омске через всю страну гнали фуру с декорациями спектакля Mistras. История о самоидентификации литовского народа, главным героем которой стал не известный поэт, полулитвин-полуполяк, как он сам заявляет в постановке, Адам Мицкевич,а его духовник Анджей Товяньский, в Омской Драме собрала аншлаг.
«У нас очень хороший переводчик», - заявила БК55 г-жа Холина. И действительно, без него, а каждому зрителю спектакля были выданы наушники для синхронного перевода, понять смысл сложной для восприятия пьесы Ивашкявичюса, идущей на литовском языке, было бы невозможно.
На сцене появляются одновременно Адам Мицкевич, Жорж Санд, Оноре де Бальзак, Фредерик Шопен, которые во множестве диалогов стараются решить вопрос о самоопределении нации. Литва в то время была частью российской империи. Впрочем, сам драматург говорит о том, что его произведение не есть полностью историческая правда. Относиться к нему нужно с долей скептицизма - художественный вымысел превалирует в некоторых сценах весьма активно.
Несмотря на то, что создатель Малого Вильнюсского театра вот уже 6 лет еще и возглавляет театр Вахтангова, он не оставляет, по словам Греты Холиной, свое детище и по-прежнему считается его руководителем. Директор литовской труппы даже не назвала человека, который остается за мастера во время его отсутствия.
Тем не менее, в труппе вильнюсцев трудится дочь Туминаса Габриеле - актриса и режиссер, которая появилась на сцене перед омичами в роли Жорж Санд. «Она много занимается репертуаром. Делает у нас еще фестиваль дебютов в Вильнюсе, шестой год его организует. Ведь нужно новое поколение. Все знают Некрошюса, Коршуноваса, но хочется расти дальше», - рассказала БК55 Грета Холина.
Главное впечатление от литовского спектакля: великолепная актерская школа и... зрители, переговаривающиеся во время действия. О последнем БК55 рассказал известный омский бизнесмен-театрал, которого неприятно поразил этот факт.
Василий Романов