Дети сдают ЕГЭ с каждым годом все лучше. Они у нас умные, и это радует. Еще более радовало бы, если бы школа развивалась. Но… В педагогической среде ходит такая шутка: если из школы убрать учеников, учителя спокойно займутся отчетами; если убрать еще и учителей, то администрация вздохнет еще спокойнее и займется отчетами.
Каждое утро я начинаю с просмотра почты: в среднем 3-5 бумаг в день должен заполнить. Перед уходом опять смотрю электронку – не дай бог пропустить очередное задание. Школу контролирует 27 организаций, не считая прямого руководства. У каждой федеральной структуры есть подразделения на других уровнях – областном, муниципальном, районном. Им тоже нужны отчеты - ежедневные, ежемесячные, квартальные, годовые. Не так давно, к примеру, потребовала доложить, как мы выполняем пять законов и подзаконных актов, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Мы уже рассказали о школе все: сегодня в одном разрезе, завтра – в том же, но с другими графами. Есть еще мониторинги: только постоянных более десятка. Самый объемный - «Наша новая школа», там есть все по 12 направлениям. Если изначально все это было на бумаге, теперь дублируется на электронную почту.
При этом информация не востребована! Во всяком случае судя по количеству регулярных запросов. Это я еще не считаю бумаг, которые нужны департаменту образования. Кабинетов много – одному требуется одно, в другом - примерно то же самое. Работают там бывшие учителя и директора, которые понимают наши проблемы, но с них тоже требуют кучу информации разные ведомства.
У учителей – свои отчеты. Особенно много времени занимают те, которые необходимы для получения стимулирующих надбавок. Новая система оплаты труда изначально мне казалась неплохой идеей – учитель получает базовый оклад и еще мотивационную часть за конкретные дела. Оказалось, все не так просто. Подушевой норматив в области не растет, соответственно, фонд оплаты труда не меняется. Но при этом, чтобы дотянуть до средней по промышленности, мы подняли базовую часть оклада, стимулирующая, естественно, уменьшилась, превратившись в копейки.
Хуже всего, что такая система меняет психологию учителя. У нас много прекрасных педагогов, но есть и такие, которые, к примеру, отказываются вести детей в театр, потому что в прошлом месяце им за это заплатили мало. Как отделить воспитание от обучения? Новая система оплаты труда к этому толкает. Учитель отчитывается за каждый «чих», чтобы за него получить доплату. Причем и это бессмысленно! Потому что фонд у нас совсем не тот, что должен быть, согласно подушевому финансированию. Условно говоря, наша гимназия, по количеству душ, должна получать в фонд оплаты труда примерно 1 700 000 рублей. Доходит только 1 300 000. Потому что наша гимназия – учреждение крупное, а, к примеру, соседняя маленькая школа на положенные ей 600 тысяч не выживет. Вот ее и содержат за наш счет.
Меня раздражает бессмысленность моего основного занятия – составления отчетности. Она никак не способствует развитию школы, не помогает ребенку получить больше знаний, умений, навыков, не делает учителя более творческим. Ведь можно накопить информацию и систематизировать. И бумажки не нужны, давно уже изобретена электронная цифровая подпись. Только ведь чиновникам не хочется напрягаться - искать, анализировать информацию. Это сложнее, чем разослать по школам указание о новом отчете или позвонить директорам.
В этой связи мне совершенно непонятно, чем занимается Омский областной профсоюз работников образования, кроме подписания соглашений с департаментами и министерствами в стиле «одобрямс»? Разве мало вопросов, которые нужно решать? К крошечному базовому окладу технического персонала – 2600 рублей – мы добавляем из того же фонда оплаты труда, сколько можем, чтобы дотянув до «минималки», хотя бы соответствовать законодательству. А оздоровление сотрудников, которое исчезло напрочь при постоянных разговорах об «эмоциональном выгорании»? А ведь профсоюз он существует на наши деньги: с каждого по одному проценту от зарплаты. Сейчас социальная напряженность в коллективах немногим ниже, чем в 90-е годы. И сдерживать ее приходится нам, директорам. Но я уже не понимаю, для чего мы работаем. Чтобы воспитывать новые поколения или для того, чтобы мы не забывали: школа - самый мелкий винтик в системе?
Олег Грицина, директор гимназии №43, почетный работник образования