Димитрий Галаванов, совладелец компании «Компур», депутат Заксобрания Омской области, член партии «Единая Россия», рассказал «БК», почему в детских садах и школах стали забывать вкус хорошего мяса.
– Признаюсь, я мучился, выносить ли мне эту историю на суд общественности, ведь опять найдутся среди читателей те, кто скажет: «Это он о своем шкурном интересе печется». Да и вообще, я еще не решил: продолжать ли мне дальнейшую борьбу с бюрократической машиной под названием «У нас все по закону» или бросить все к чертовой матери – настоящей же работы очень много.
Но оставить все, как есть сегодня, мне сложно как минимум по одной причине – страдают от этой ситуации не взрослые, которые все-таки сами должны нести ответственность за свою жизнь, а наши с вами дети, защищать интересы которых, как я убедился, сегодня в Омске просто некому.
Я хочу поднять тему муниципальных заказов на продукты питания в детсады, больницы и другие учреждения. Долгое время «Компур» в таких торгах не участвовал. Мы работали преимущественно за пределами города, поставляли омское мясо в регионы от Дальнего Востока до Калининграда. Там были лучше условия, цены... Но наши объемы росли, и мы обратили внимание на внутренний рынок, решили поучаствовать в муниципальных торгах. В принципе, и объем мяса, который потребляют только бюджетные учреждения дошкольного образования, вполне приличный и по коммерческим меркам – 250 тонн в полгода. Мы участвуем в аукционе раз, другой, третий – и все время проигрываем, несмотря на то, что предлагаем вполне конкурентоспособный товар по соотношению цена-качество. Я начинаю анализировать ситуацию и выявляю два фактора, которые мне полностью объясняют ситуацию.
Во-первых, если «Компур» не участвует в конкурсе, то другие участники торгов, так сказать, «распределяются» и забирают лоты практически по максимальной цене – более 300 рублей за килограмм (эта цена кратно превышает рыночную в опте!), а если участвуем мы, то цену «сбивают» ниже уровня рентабельности. При этом моим помощникам всячески намекают, дескать, давайте договоримся.
Во-вторых, после того как другие организации, так сказать, «побеждают» в конкурсах, в крупные мясоперерабатывающие организации, в том числе и в «Компур», поступают звонки: «А нет ли у вас какого-нибудь мяса недорого, длительной заморозки, второго сорта...» То есть – низкого качества! Наше расследование показало, что, к сожалению, зачастую мясо именно такого качества поступает в детсады, детдома, больницы, хотя в документах по аукциону четко прописано, что мясо должно быть свежего забоя, охлажденное.
По-моему, ситуация абсолютно прозрачная. Но, увы, не для мэра города Вячеслава Двораковского, руководителя УФАС Сергея Суменкова. К ним я уже не раз обращался по этой теме – увы, воз и ныне там.
Продолжаю мою историю. Когда нас не допустили до очередных торгов по причине, что мы якобы не указали конкретно в заявке – в целлофан или полиэтилен будет упакована наша продукция (прописали возможными оба материала для упаковки), я обратился во все властные структуры, какие только можно, и торги отменили. На последнем аукционе, который проходил в январе этого года, я уже принципиально забираю интересовавшие меня лоты, несмотря на то, что цену, как обычно, сбивают очень сильно. Но это, как я уже сказал, стал для меня вопрос принципа. За эти полгода, которые мы работаем, каких только добрых слов я не наслушался, что, мол, мы уже забыли, что мясо бывает такого качества... Кстати, при этом город, по сравнению с полугодием, в котором работали другие поставщики мяса, сэкономил 40 миллионов. Это что, не деньги для городского бюджета, Вячеслав Викторович?
Похоже, что нет, потому что недавно снова объявили муниципальные торги по мясу, и абсолютно ничего не поменялось. Что я имею в виду? Повторю сейчас то, что я неоднократно говорил мэру и его подчиненным. При этом, замечу, все мои предложения для того, чтобы навести порядок на муниципальных торгах (то бишь искоренить коррупцию и приобретать посредством них только качественную продукцию), просты и законны.
1. Изначально на торгах поставить рыночные цены. Сейчас они, как я уже говорил, очень завышены. Это сразу отсеет недобросовестных игроков рынка. На это мне отвечают: «У нас все по закону, мы проводим опрос поставщиков и выявляем среднюю цену». При этом почему-то у «Компура», «Бекона», «Рускома» никто прайсы не запрашивает! Мне показывали документы, на основе которых формируются такие баснословные цены, – смотреть стыдно!
2. Заменить аукцион конкурсом. Закон это позволяет. Там можно прописать дополнительные условия – опыт работы на рынке, наличие необходимого оборудования и т.д. Ведь даже, бог с ним, что кто-то наживается на нищем городском бюджете, самое страшное, что нашим детям дают некачественную продукцию.
По большому счету, это все. На сегодня же я лично убедился, что чиновникам все равно, что едят наши дети. Я пытался обращаться в Роспотребнадзор, чтобы его сотрудники чаще проверяли качество мяса, которое поступает в детсады, однако, как оказалось, для того чтобы они провели внеплановую проверку, нужно, скажем прямо, чтобы кто-то отравился. Без «сигнала» же они не имеют права лишний раз проверить, что едят наши дети. Я думал, ограничение количества проверок касается только коммерческих структур, но оказалось, не так.
Родительские комитеты тоже боятся лишний раз заглянуть на кухню детсада или школы, чтобы не испортить отношения с руководством учебного заведения. А ведь дома-то каждый старается дать ребенку лучший кусочек! А что же в детсаду мы молчим? Надеемся, что качество продуктов гарантирует государство? Увы, зря надеемся. Я, например, сейчас своей дочери запрещаю есть котлеты в школе и с ужасом думаю, что такая же ситуация, как с мясом, скорее всего, со всеми продуктами. К сожалению, и руководство учебных заведений не всегда заинтересовано в качестве продукции. Мне уже не раз намекали, что хорошо бы какие-нибудь подарочки заведующим дарить. Но это не наш стиль работы – объезжать 200 детсадов с подарочками. Наш стиль – это качество и низкие цены. Уверен, что в основном бюджетными детсадами руководят честные и добрые люди, поставленные в безвыходную ситуацию. Что поставщик привезет – из того и готовят.
А мэр и чиновники муниципалитета ведут себя так, как будто у них нет своих детей и внуков. В итоге получается замкнутый круг, который невозможно разорвать. Или возможно? На мой взгляд, шанс есть, если только вместе объединятся общественность, родители, честные предприниматели.