Реальная стоимость воды для Крыма должна составлять около 3 миллиардов долларов в год.
Крым в его нынешнем статусе нужно ориентировать на европейские подходы в расчете стоимости воды и на расчеты по мировым ценам. На Украине согласны обеспечивать Крым водой. Однако для этого полуострову необходимо выполнить три условия. Речь идет о возвращении долгов за уже представленную воду, накопившихся со стороны крымских структур (они достигают уже 1,7 млн грн); возврате техники, которая осталась в Крыму и использовалась дирекцией Северо-Крымского канала. Наконец, об установлении новых цен на воду.
И вот по этому поводу из Крыма уже возмущенно заявили, мол, Украина предложила покупать воду в 50 раз дороже. Ранее вода Крыма стоила 6 копеек за кубометр, теперь речь идет о 3 гривнах, и это потребует дополнительного выделения из бюджета Крыма 400 млн грн. в год. Однако реальная стоимость днепровской воды для Крыма значительно больше. За 2,6 млрд кубометров (из 3,8 млрд кубометров в целом) можно выставлять счета от 1,5 до 3 млрд долларов в год и более.
За орошение земель крымские фермеры платят в 30 раз меньше голландских
Крым на 85% зависит от воды из Днепра. Большая часть этой воды предназначена для сельского хозяйства. Обеспечивая орошение 360 тыс. га в Крыму, Украина построила 6 водохранилищ на Днепре, затопив 600 тыс. га плодородных земель. Себестоимость выращиваемой на них продукции была бы в десятки раз меньше, чем себестоимость продукции, выращенной в Крыму на орошаемой земле. Кроме этого, каскад водохранилищ существенно ухудшил качество воды в Днепре.
По оптимальным расчетам, такая система водопользования днепровской водой является одной из самых невыгодных. И с экономической, и с экологической точек зрения. Об этом говорилось еще в мае 1992 года, во время рассмотрения закона об автономии республики Крым. Я тогда был председателем экологической комиссии ВРУ первого созыва. Сегодня мы имеем последствия той нелепой попытки в условиях унитарного государства создать свою автономную республику.
Однако – к расчетам...
В мире практикуются различные системы расчетов стоимости воды – считают за 1 кубометр потребленной воды, за 1 га оросительной земли. Украинская вода в Крыму используется и на водоснабжение, и на орошение. Не претендуя на абсолютную точность, во сколько Украина должна установить стоимость днепровской воды, можно назвать приблизительные оценочные цифры.
Для орошения в Крыму используют исключительно днепровскую воду. Крымские фермеры платили за нее 40-80 копеек за кубометр (с учетом стоимости самой воды). Однако эта цена далека от объективной реальности. Для сравнения – в Голландии 1 кубометр воды, направленный на выращивание тепличных культур, стоит более 1,3 доллара.
Русский Крым должен платить за воду по мировым ценам
По европейским нормативам, Украина относится к странам с наименьшим уровнем водообеспечения. В разных странах эти нормы колеблются от 2,5 тыс. кубометров до 5 тыс. кубометров воды на одного человека и больше. Украинцы в год потребляют 1350 тыс. кубометров воды на 1 человека. Отдав днепровскую воду Крыму, мы еще на 40% уменьшили водоснабжение континентальной части. Исходя из того, что обеспеченность водой низкая, цена на украинскую воду может быть очень высокой.
По приблизительным оценкам, только за 360 тыс. га орошаемых земель можно выставлять Крыму счет от 200 млн до более чем 2 млрд долларов в год.
Почему такой большой разброс цен? Дело в том, что цена воды рассчитывается в зависимости от того, какая цель стоит перед поставщиком воды. Даже беглый анализ стоимости водоснабжения в Европе показывает, что при любых раскладах для Крыма днепровская вода – очень дорогое удовольствие. Это в случае, если речь идет о Крыме как о независимом государстве или о составной части другого государства.
Если же рассматривать Крым в составе Украины – арифметика совсем другая. Ведь в этом случае цель государства – не выгода от другого государства, а комплексное сбалансирование эколого-экономического развития на всех своих территориях. Поэтому разница в цене одного кубометра воды Крыма в пределах Украины и как для другой страны – в тысячи раз. Это мировая практика. И Крыму в нынешнем статусе нужно ориентироваться на европейские подходы в расчете стоимости воды для водоснабжения и орошения и на расчеты по мировым ценам.
Уменьшим подачу воды в Крым – сохраним Днепр
Как министр экологии я 6 лет работал над программой сохранения Днепра. Чрезмерный забор воды из Крыма приводит к заилению почв в Днепровско-Бугском регионе. Искусственные моря гниют, потому что отсутствует естественная аэрация и следовательно – самоочищение. Разрушение берегов выбивает из кармана украинского бюджета десятки миллионов гривен на их укрепление. Если держать в таком режиме Днепровский каскад – рискуем потерять главную водную артерию, из которой 60% населения потребляют воду для промышленных и питьевых нужд.
Так что нам нужно сейчас существенно уменьшить подачу воды в Крым, за которую они деньги не платили. Надо снизить уровень каскадных водохранилищ хотя бы на 1,5-2 метра. Таким образом мы существенно улучшим как качество днепровской воды, так и экологию в днепровском бассейне. Еще – откажемся от расходования средств на укрепление берегов, так начнется естественный процесс берегоукрепления. В конце концов – существенно улучшим состояние здоровья украинских граждан, которые пользуются днепровской водой.
Именно такую арифметику нужно знать украинскому чиновнику, чтобы объективно выставить сегодня плату за украинскую воду для Крыма-России.
И в этом ракурсе абсурдными выглядят заявления российского руководства Путина-Медведева про мифические долги Украины за газ, в то время, когда Украина в очередной раз дотирует их своим бюджетом, своими природными ресурсами, поставляя почти бесплатно Крыму ценный ресурс – воду.
Юрий Костенко, министр охраны окружающей среды и ядерной безопасности Украины в 1992-1998 годах