Председатель общества по защите прав потребителей в сфере ЖКХ Александр Лихачев отвечает на вопрос редакции: будет ли капремонт в Омске?
– Уважаемые посетители сайта! Однозначно на вопрос редакции ответить пока не могу. Сначала, как мне поручено, кратко прокомментирую ход совещания с участием заместителя министра строительства РФ г-на Чибиса. Внешнюю сторону совещания, полагаю, вы посмотрели по материалам сайта. В совещании участвовали руководители органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления (первые лица, в том числе мэр Омска), а также руководители региональных операторов (это фонды капремонта так на бюрократическом языке называются) из всех регионов Сибирского федерального округа.
По сути, мне было интересно, как обстоят дела в других регионах. К сожалению, ничего нового я не услышал. У них те же проблемы, причем, прямо скажу, по их выступлениям я понял, что они сделали меньше, чем мы (например, они только что многоквартирные дома посчитали, что мы сделали еще в прошлом году, только еще ведут инвентаризацию конструктивных элементов, что мы также давно закончили). Удивило, что я думал, наш В. Журавлев самый молодой, а там в этих фондах вообще молодые мальчики и девочки – какой они смогут сделать капремонт, они же ни дня в ЖКО не работали? Выступления их были пустые, носили общий характер, в основном они просили денег. Замминистра, который вел совещание, всех просителей одергивал.
Рассматривалось три вопроса – помимо самого капитального ремонта это лицензирование управляющих компаний (о чем не пишу, так как важно, но не по теме), кредитование капремонта (тоже не пишу, так как, по сути, эта столичная задумка – чушь собачья, я сидел, смотрел, как они про это рассуждают с серьезными лицами, и представлял, как бабушки на общем собрании голосуют 2/3 голосов (так в законе): взять кредит в Газпромбанке или нет, а может, лучше в этом... Промсвязьбанке – ха-ха-ха).
Я поднял те вопросы, которые касаются полномочий Минстроя.
1. Для всех расчетов необходимо использовать СНиП, указывающий типовые нормы продолжительности безремонтной работы элементов и сетей дома. До настоящего времени мы пользуемся ВСН 58-88 1988 года, который безнадежно устарел хотя бы потому, что там просто нет многих новых материалов. А те, что есть, неверно указаны. Ну кто из читателей поверит, что шиферная кровля должна служить без капремонта 30 лет, а канализация – 40?
Правительство РФ два года обещает разрешить регионам принимать свои ТСН или СНиП, но решение не принято. У нас документ готов, но утвердить у губернатора мы его не можем ввиду отсутствия полномочий. Представитель Минстроя РФ обещал решить вопрос, причем оказалось, что, как обычно, при разделе министерства никто дела не передал, и он вообще впервые об этой проблеме узнал.
2. Ремонтировать мягкие кровли нецелесообразно, так как они в условиях нашего климата не держатся долго. Необходимо их модернизировать с переделкой на скатные. В городе мы делаем эксперимент по одному дому на базе ООО «Труд». К сожалению, чиновники нашего регионального фонда под надуманными предлогами пытаются запретить такого рода работы. Замминистра поддержал нашу позицию и прямо на совещании спросил с чиновников фонда – какие у них аргументы. Ясно, что те спорить не стали и тоже сказали, что это хорошо и правильно.
3. Поскольку большинство домов из-за инфляции приняло решение каждый год ремонтировать часть коммуникаций, кровли либо 1-2 лифта (сколько хватает денег сбора за год), то принципиальным является разрешение фонда ремонтировать не все лифты сразу (на это нужно несколько миллионов рублей), а постепенно. Также и по другим позициям – ведь по документам капитальный ремонт предполагает замену более трети любой коммуникации (конструкции) – например, кровля над двумя подъездами. Юридически это законно, однако чиновники Фонда и в этом случае сопротивлялись. Замминистра поддержал, сказал, что это правильно. Надеюсь, теперь чиновники не будут вставлять палки в колеса.
Поясню причину – она очень проста. Проценты за пользование нашими деньгами банки предлагают смешные – от 3 до 8 процентов в разных банках. Ясно, что инфляция больше, то есть держать деньги невыгодно. Банки ведут себя так, поскольку понимают безвыходность положения трудящихся – нас хоть как заставляют платить, и банк можно выбрать не любой, а только из списка Госдумы. Вот где коррупция. Так что Сбербанк и предлагает 1%, а Россельхозбанк – целых три процента доходности. Особенно я посмеюсь, если Сбербанк еще выиграет конкурс на размещение денег у нашего регионального оператора.
4. В ближайшее время Законодательное Собрание будет принимать дополнения к областному закону по капремонту. Если кратко, ЖК РФ дает областям полномочия включать дополнительные работы в разрешенный перечень – на что можно тратить деньги. Мы этим уже воспользовались (включили ремонт вентиляции и ряд других работ в 2013 году). Встал вопрос про новые дома, построенные не позднее чем 12 лет назад. Там не нужно пока никакого ремонта, но деньги жильцов собирать заставляют. Соответственно, Общество потребителей уже полгода настаивает дополнить статью 15 закона разрешением для новых домов на эти деньги проводить огораживание и оборудование детских, спортивных площадок, площадок для выгула собак. По этому вопросу с Фондом также идет борьба, поскольку тем выгодно с жильцов новых домов собрать деньги и сделать через общий котел ремонт на селе. Собираюсь обратиться к руководству области и к депутатам, так как это форменное безобразие и обдираловка людей, которые и так многие последние деньги отдали, кредиты брали, чтобы купить эту квартиру.
Это если кратко. Многие на сайте смеются, прочитав про это совещание. Да, конечно, Чибис молод для замминистра. Ясно, что не за многолетние труды он получил такую должность. Но я много перевидал федеральных чиновников, мнение о них в целом отрицательное: они приезжают в Омск, в Сибирь отбыть номер, типа как Медведев на десять минут показался на Дне города, наврал про метро, слинял и тут же забыл свои обещания.
Я и сам взял документы поработать, пришел так, отсидеть для галочки, раз включили в список участников совещания. Но этот молодой человек действительно все три часа старался активно вникать в вопросы. Потому я не пожалел, что поучаствовал в данном мероприятии, плюс получил поддержку ряд указанных выше позиций Общества потребителей.
Теперь кратко оценка ситуации в целом. Продолжаю считать закон №271 незаконным (противоречащим букве и духу федерального законодательства). Уверен, что его через 2-3 года полностью переделают (как было с ОДН) или отменят вовсе.
Потому мы правильно поступили в Омской области – насколько можно (на 8 максимальных месяцев) затормозили фактическое взимание средств. Видимо, опыт ОДН, когда, напомню, мы во главе с К.Марченко на белом коне были впереди планеты всей, а Кемерово и Красноярск посидели, подождали и ввели ОДН, только когда уже изменили законодательство, наши власти чему-то научил.
До 1 июля должны состояться общие собрания на домах. Ясно, что чиновники приложат все силы, чтобы побольше домов собрания либо не провели, либо провели так, чтобы потом не признать протоколы – в этом случае дом автоматически попадает в «общий котел», из которого выбраться трудно – аж за год нужно предупреждать власти. Потому протоколы будут под лупой проверять, что уже и делают. Многих жильцов и проверять не надо – они и так собрания не проведут.
Если анализировать добросовестных ответственных собственников, то сейчас большинство приняло решение избрать специальный счет у регионального оператора, что позволяет жильцам распоряжаться своими средствами, но не нести бремя финансовой отчетности.
Тактики разные. Одни будут рассчитывать средства каждый год и делать какую-то работу, другие, напротив, подают заявления о том, что будут проводить работы по новому Закону только после выполнения администрацией города положенного по суду ремонта. Есть и третья тактика – вообще не платить, но это не для данного материала.
Так будет ли ремонт? Остаюсь при своем мнении – будет больше по телевизору. Да, активная часть жильцов сделает ремонт, как это было и с законом №185. Но кардинального улучшения состояния жилого фонда не произойдет (если, конечно, не будут внесены кардинальные изменения в сам закон и схему его реализации).
Смешно, что федеральная поддержка в этом году запланирована на уровне всего 20% от денег жильцов, в будущем году – 10%, а в 2016 году она вообще должна прекратиться. Так если бы люди получали достаточно – они бы и без всякого закона давно дома отремонтировали. Получается, просто лишние поборы.
Второй момент – сам размер взноса. Если бы я не был в рабочей группе – я бы сомневался. Мы 13 толстых папок собрали, где рассчитано, что по самым минимальным расценкам плата должна была составить 13 рублей 74 копейки, а правительство Омской области приняло 6 рублей 70 копеек. Так это же МММ в чистом виде: первые дома сделают, а потом – шиш, если Родина денег не подкинет.
Ну и чиновники наши иногда вызывают у меня немой вопрос – а есть ли у них мозги? Вот последний шедевр. В прошлую пятницу прихожу на обсуждение итогов совещания с представителем Минстроя РФ, а меня ошарашивают, спросив мое мнение – правильно ли сделали мэр города и Горсовет, передав Региональному фонду 48 миллионов рублей как долю города (хотя город в этом законе никак не прописан – это проблема субъекта федерации). И это при долге почти 600 судебных домов!
Так это же прямое основание для прокуратуры наказать мэра города и его подчиненных за такое разбазаривание средств и невыполнение решений судов. Люди ждут ремонта годами, эти деятели всюду пишут, что денег нет, и просто так дарят области 48 миллионов. Чудеса!
А потом некоторые меня критикуют, когда я пишу, что Сталина нет на таких чиновников.
Во многом будет показателен будущий год – он и покажет, увидим ли мы капитальный ремонт не только по телевизору, но и в реальности.
Александр Лихачев