Вряд ли стоит доверять человеку, который утверждает, что всегда говорит только правду. Особенно если залогом его состояния стала непрозрачность бизнеса. Многие годы Дмитрий Фирташ находился в самом центре газовых взаимоотношений России и Украины. Сегодня же основатель компании «РосУкрЭнерго» (совместного предприятия с Газпромом) пытается повлиять на развитие кризиса, в который вот уже три месяца погружена его страна. А сделать это непросто, особенно из Австрии. А главная неприятность заключается в том, что его богатым украинским коллегам вновь удалось обрести влияние в хаосе, возникшем после свержения Януковича.
12 марта Дмитрия Фирташа задержали в Вене по американскому ордеру. В ожидании решения о возможной экстрадиции бизнесмену пришлось внести залог в 125 миллионов евро, чтобы выйти на свободу. Помимо армии телохранителей Дмитрия Фирташа окружает целый сонм адвокатов и консультантов, которые должны помочь ему оспорить процедуру. Кроме того, он хочет потребовать возмещения убытков его холдинга Group DF («сотни миллионов долларов»), который работает в химической промышленности, газовой сфере, энергетике, СМИ и недвижимости.
«Я понял, что оказался в изоляции, но остался жив, — говорит олигарх на встрече с корреспондентом Le Monde 16 мая в офисе одной из его консалтинговых компаний в Вене. — Я собрался с мыслями и взял себя в руки». Дмитрий Фирташ пытается удаленно повлиять на развитие украинских событий. Для него это вопрос выживания, потому что при неблагоприятном раскладе его ожидает банкротство. Так, например, его химические заводы в Крыму столкнулись с серьезными трудностями: Москва требует зарегистрировать их в налоговых органах РФ до конца мая. Что касается его производственных мощностей на востоке Украины, они уже давно встали.
Подозрения о взятках в Индии
Дмитрий Фирташ приветлив, говорит прямо и играет в открытость. Он уверенно отметает все обвинения. Однако он отказывается обсуждать два вопроса. Первый (так он поступает по совету американских адвокатов) — это начатое против него судебное преследование, которое тот называет политическим. Речь идет о подозрениях в даче взяток на сумму в 18,5 миллиона долларов в Индии. Второй момент — поддержка главного фаворита на президентских выборах 25 мая олигарха Петра Порошенко, которому принадлежит кондитерская компания Roshen.
Порошенко уже побывал в Вене вместе с боксером Виталием Кличко, лидером партии «Удар». На встрече все они заключили альянс. Кличко даже вышел из президентской гонки, переключившись на борьбу за кресло киевского мэра.
«Все олигархи нашли общий язык с Порошенко, потому что никто не хочет ссориться с будущим президентом, — говорит Сергей Лещенко из "Украинской правды". — Тем не менее Порошенко не думал, что Фирташ так открыто воспользуется встречей, чтобы заявить о своем влиянии и защитить свои фирмы».
«Плебс никогда не построит государство»
Как и у всех олигархов, у Дмитрия Фирташа сформировался свой собственный, искаженный взгляд на действительность. Его глаза подмечают лишь соотношения сил и интриги: народ почти не играет для него никакой роли. «Плебс никогда не построит государство» — считает он.
Нарисованная им картина политической жизни страны довольно груба и скрывает его собственную роль:
«Существует два главных клана: донецкий и днепропетровский. Они начали свой путь с бандитизма, а затем проникли в бизнес и политику. Таким образом, за 23 года у них было две политических партии: Партия регионов и БЮТ. У них были премьер-министры, кандидаты в президенты. Мы жили в государстве с постсоветской механикой, где все было централизовано. Неважно, кто садился в кресло: едва успев утвердиться, он принимался уничтожать другого. Сегодня такая система больше не работает. Страна больше не может быть заложницей двух кланов».
На самом деле счет тут идет дальше двух: на Украине существует своеобразный олигархический плюрализм, который оказался под угрозой из-за сосредоточения богатств и власти в руках клана Януковича (Дмитрий Фирташ был его союзником). Бегство бывшего президента в конце февраля привело к перераспределению карт. Киев был вынужден передать рычаги управления в «чувствительных» юго-восточных регионах тем, у кого были деньги, структуры и ресурсы: олигархам. Некоторые (вроде Виктора Пинчука из Запорожья) предпочли отказаться. Другие же, например, Сергей Тарута (его считали главным кандидатом в кресло губернатора Луганска, но в итоге отправили в Донецк), охотно пустились в новую авантюру.
Тем не менее, настоящим хозяином в Донецке, столице бурлящего Донбасса, так и остался Ринат Ахметов. Он попытался стереть из памяти былые связи с Виктором Януковичем, которому в прошлом помог прийти к власти. Кроме того, он взял на себя роль посредника в переговорах с сепаратистами, параллельно с этим выступая за единство страны.
Олигархи-патриоты
Несколько дней назад он принял (уже запоздалое) решение сформировать патрули из рабочих металлургического завода в Мариуполе, чтобы навести порядок после кровопролитных столкновений. «Никогда не знаешь, что на самом деле думает Ахметов, — рассказывает один украинский олигарх. — Даже если он сыграет 50 партий в карты, то помнит все ходы. Он — самый умный из нас. Он заинтересован в том, чтобы Донбасс остался частью Украины, потому что иначе все обернется экономической катастрофой».
Так олигархов превращают в патриотов. Однако за кулисами продолжается старая борьба. Дмитрий Фирташ объединился с Петром Порошенко для борьбы со старым врагом: Юлией Тимошенко. Бывший премьер-министр вышла из тюрьмы после свержения Виктора Януковича и сейчас мечтает взять реванш на выборах, несмотря на угасшую популярность.
Их общее прошлое с Дмитрием Фирташом наполнено застарелой ненавистью. Юлия Тимошенко — «кремлевский агент» и «всю свою жизнь пыталась меня обобрать» — говорит олигарх, чьи собственные связи с Москвой через Газпром никогда не были ни для кого секретом.
«Она заработала свои деньги на Украине, за спиной у Украины, а потом вывела их из страны на офшорные счета, — продолжает он. — Она называет себя бедной и несчастной. Говорит, что ее дом принадлежит тете. Ее декларация выглядит совершенно неправдоподобно».
По словам Фирташа, Тимошенко стремится любой ценой не допустить проведения президентских выборов 25 мая. Точно такую же цель преследует владелец группы «Приват» Игорь Коломойский, которого назначили губернатором Днепропетровска. Как бы то ни было, тот, по всей видимости, сегодня пытается играть собственную партию и стать новым хозяином всего юго-востока страны.
Следующим этапом утверждения власти олигархов на Украине должна стать ее федерализация, о которой говорят и в Москве. Все заинтересованы в ограничении прерогатив киевских властей. Дмитрий Фирташ, которому подчиняется 40 депутатов в Партии регионов, утверждает, что играет конструктивную роль. Он даже предложил себя в качестве посредника на переговорах Украины и России. Только вот никто не воспринял эту инициативу всерьез.
Как бы то ни было, олигарх все же надеется собрать в Вене все стороны конфликта: «Как можно проводить совещания в Киеве, не пригласив представителей востока? Они могут не нравиться мне, но они все равно — часть нынешней истории».
По его словам, нужно как можно скорее начать переговоры с Владимиром Путиным: «Он пошел на аннексию, когда ему пригрозили санкциями. Сегодня он зажат в угол. Нужно протянуть ему руку, а не посылать в него стрелы».
Сам Дмитрий Фирташ выступает за широкую децентрализацию, которая позволила бы регионам сохранять «50-60% бюджетных поступлений» против нынешних 15%. Кроме того, он хочет перехода Украины на парламентскую систему власти. Что касается геополитических планов, олигарх решительно отметает их в сторону. Украина должна стать «мостом» между ЕС и Россией. «Украина должна быть сильной, нейтральной и независимой. Сейчас в моде разговоры о том, что нам нужно идти в ЕС или Таможенный союз. Но я считаю, что нам нужно остаться на своем месте».
Петр Смоляр