В конце прошлой недели стало известно, что Газпромбанк, выдвинувший претензии к НПО «Мостовик» на 3,4 миллиарда рублей, в отличие от Сбербанка, не собирается приобретать долю в компании, а намерен действовать в рамках процедуры банкротства. БК55 спросил у экспертов, что они думают о будущем бывшего флагмана омской экономики.
Владимира Копман, управляющий филиалом Банка ВТБ в Омске в 2002-2013 годах:
- Для того чтобы делать подобные прогнозы, нужно обладать большим количеством информации, которой у меня нет, как и у большинства омичей. Однако исходя из моего 20-летнего банковского опыта работы с проблемными заемщиками, ничего особо оптимистичного, увы, предположить не могу. Надеяться, что компания, имеющая долг более миллиарда долларов, сможет продолжить существование в прежнем виде, по-моему, не приходится. Данная задолженность у банков-кредиторов является проблемной, поэтому они должны создать резервы, которые являются расходами банка. Если говорить о том же Сбербанке, то, создав резерв под проблемный кредит величиной почти в 19 миллиардов рублей, банк, скорее всего, получит убыток по балансу. Можно, конечно, попробовать передать этот кредит с баланса банка на баланс какой-нибудь дочерней структуры Сбербанка, однако в любом случае безболезненно это сделать, скорее всего, не получится.
Вхождение банка в состав акционеров предприятия позволит банку в определенной степени контролировать его денежные потоки, однако на экономическое положение «Мостовика» это сильно не повлияет. Чтобы кардинально улучшить ситуацию, нужно вливать большие деньги. Маловероятно, что Сбербанк пойдет на это – он и так понес существенные потери. Поэтому, на мой взгляд, вероятность того, что «Мостовик» выживет, по крайней мере, в том виде, в каком он существует сейчас, крайне мала. Я бы не исключил, что может появиться какой-нибудь «Мостовик-2», на который постепенно будут переводиться контракты. Однако, чтобы начать бизнес, ему понадобятся кредиты. Банки могут дать такие кредиты с условием, что «Мостовик-2» будет в качестве поручителя постепенно выполнять обязательства «Мостовика» перед кредиторами.
Сергей Золотарев, директор компании «Октан-Брокер»:
- Все зависит от желания кредиторов вернуть свои деньги. А сделать это они могут, по-моему, только одним способом – положившись на кредитную мощь и лоббистские возможности Сбербанка. Сохранение «Мостовика» - как в интересах банкиров, так и в государственных интересах. Убить такую компанию – это преступление. И даже если говорить без эмоций, то и кредиторам ее смерть попросту не выгодна. Такие компании, как правило, не обладают большим количеством активов, поэтому банкротство «Мостовика», по сути, немного даст банкам. Ценность ее в другом – в коллективе, в уникальном опыте работы. Попробуйте сейчас с нуля создать команду, которая могла бы реализовывать проекты, которые делал «Мостовик», - маловероятно, что получится. Поэтому считаю, что банки сделают все, чтобы компания выжила.