За пару месяцев до запуска нового молокоперерабатывающего завода на 2-й Солнечной его совладелец Сергей Калинин угостил корреспондента "БК" молоком, выпущенным под его новым брендом "Лужайкино". Заодно поделился своим видением продажи молокозавода "Вита" и согласился на спор подоить корову.
О СОЛИДНЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ И ВЫСОКИХ АМБИЦИЯХ
– Сергей Петрович, ваш завод еще не запущен, а «Лужайкино» вот оно. Как так?
– Да, продукцию с нового года уже можно видеть на полках магазинов. Дело в том, что у моего партнера Валерия Маначинского есть молочный завод в Казахстане, оснащенный аналогичным нашему оборудованием Есоlean – там и выпустили первые партии молочной продукции под новым брендом «Лужайкино».
– Компания «Акция» имеет отношение к вашему ООО «Милком», которому принадлежит молокоперерабатывающий завод?
– Нет. 70 процентов «Милкома» принадлежат мне, 30 процентов – гендиректору ТОО Milk Project Валерию Маначинскому. Мы познакомились в прошлом году в Омске: Валерий вышел на торговый дом «Молис», сбытовое предприятие, занимающееся реализацией молочной продукции, в том числе и «Утренней зорьки», которую производила «Вита» (ХК «Акция» владела крупным перерабатывающим заводом в городе Исилькуле Омской области – ОАО «Вита» (ТМ «Утренняя зорька»), но в 2010 году продала завод «Вимм-Билль-Данну», который в том же году уступил свои акции американской корпорации PepsiCo – прим. ред.). Я планировал купить или построить завод, а у Валерия был опыт, как это сделать. К тому же он уже работал со шведской компанией Ecolean, оборудование которой я рассматривал для нового молочного завода. Так мы решили стать партнерами.
– Это ваша вторая попытка «влиться» в молочный рынок региона. Не было мыслей вернуться к старому, но успешному бренду?
– Была. Более того, я пытался выкупить обратно «Виту» путем прямых переговоров при участии минсельхоза. Быстро понял, что это вряд ли удастся. Предложил продать бренд, но и от этого новые владельцы отказались. Начал переговоры по купле-продаже с несколькими молочными заводами Омска и области. Но когда познакомился с Валерием Маначинским, понял, что есть возможность в короткие сроки построить новое производство практически с тем же уровнем инвестиций, но с меньшими рисками. Ведь когда берешь действующие цеха, трудно добиться стерильности производства. Необходимо будет сокращать коллектив, поскольку оборудование высокотехнологичное. Примерно на таком заводе, как строится сейчас, у нас в Исилькуле трудилось около 400 человек, потом «Вимм-Билль-Данн» оставил 280, а я предполагаю, что при таком же или даже большем объеме производства предприятию понадобится лишь 60-100 человек.
– О какой сумме инвестиций сегодня идет речь?
– 300 миллионов рублей – текущая сумма. На этом инвестиции не заканчиваем, дальше будем модернизировать завод. Сейчас мы уже на финишной прямой: завершаем строительные работы, устанавливаем оборудование. Тестирование оборудования и запуск завода планируем в июле.
– «Вита» в свое время входила в тройку лидеров, занимая порядка 20-25 процентов рынка. Какие амбиции у вас сегодня?
– В стратегических планах компании «Милком» стать лидерами регионального рынка. На этапе стартапа мы планируем выпускать 40 тонн цельномолочной продукции в сутки.
– Как охарактеризуете сегодняшний молочный рынок в Омске?
– Супернасыщенный и высококонкурентный. Заходишь в магазин – глаза разбегаются. Большое количество молочной продукции представлено как в высоком, так и низком ценовом сегменте. Твердо свои позиции занимают такие федеральные производители, как «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк», высока доля рынка у местных производителей. Тем не менее мы можем претендовать на серьезную долю рынка: наши конкурентные преимущества – новейшее оборудование, качественное сырье, уникальная упаковка.
– Чем потчевать будете?
– Ассортимент «Лужайкино» – все, за исключением сыров: молоко, кефир, ряженка, сметана, сливки, йогурт, масло и прочее. Пока это 19 видов продукции, в планах – расширение ассортимента. Есть идеи о производстве коктейлей-смузи с натуральными соковыми, ягодными, витаминными добавками, а также молока для школьников и детского питания. Сейчас, где бы ни был, думаю о молоке. (Улыбается.) На зимней «русской вечеринке» во французском Межеве угощали коктейлем на основе сливок и водки – получилось некое подобие «Бэйлиса». У меня сразу возникла идея этот коктейль доработать… для домашнего пользования.
КОГО ПОДОИТ ДЕПУТАТ
– Кто разрабатывал ваш новый бренд?
– Мы доверили это московскому маркетинговому агентству Brandveel. В результате появились два бренда – «Лужайкино» и «Молочная ферма». Каждый обошелся в $10 тысяч.
– «Молочная ферма» – для продукции премиум-класса?
– Да, бренд «Молочная ферма» появится на омском рынке, как только компания «Милком» обзаведется своим собственным молочным хозяйством: в наших планах создание фермы.
– Ферма – это интересно. Поделитесь подробностями.
– Мы уже общались с коллегами в Белоруссии: там построен ряд современных ферм, коровы содержатся в современных условиях, что обеспечивает высокую производительность: от 6000 литров молока в год с одной коровы. Мы предполагали приобрести 1200 голов в два этапа. В следующем году начнем. Сейчас занимаемся выбором места. Есть вариант подобрать коров здесь, есть – привезти из Башкирии или других регионов. Инвестиции составят порядка 400 млн. рублей.
– С какими фермерскими хозяйствами будете работать сейчас, пока нет своего?
– Сейчас «Милком» ведет переговоры с местными производителями молока. Без сырья мы не останемся. Ведь большая доля вывозится из Омска и перерабатывается за его пределами, немалая доля идет на сухое молоко.
– Сами умеете доить корову?
– Наверное, да. (Смеется.) Последний раз мне это довелось делать лет сорок назад, когда гостил летом у бабушки в деревне. Я не столько получил удовольствие, сколько испытал гордость за добытые собственноручно полстакана молока… Знаете, я вырос на молоке. Несмотря на скромный достаток нашей семьи, у нас на столе всегда были молочные продукты, и я выпивал до трех литров молока в день.
– А сейчас рискнете подойти к корове с ведром?
– Готов даже пари заключить с вами! Если это поможет продвижению бренда, конечно, надену пиратскую косынку и вспомню бабушкину науку.
СТАРАЯ «ВИТА», НОВЫЙ ВИТОК
– Почему, обжегшись на молоке, снова этим же молоком решили заняться?
– Я знаю этот бизнес. Кроме того, наверное, не удовлетворился тем, что было сделано на «Вите».
– В чем видите причины неудачи?
– Я не считаю продажу «Виты» неудачей, скорее, наоборот. Шел 2009 год, и по многим направлениям – в строительстве, производстве стройматериалов – возникли проблемы. Банки потребовали возврата кредитов. Надо было принимать решение: тонуть всем кораблем или пожертвовать одной спасательной шлюпкой, чтобы удержаться на плаву. Молочный завод тогда был наиболее эффективным активом и за счет своей мощи отчасти покрыл кредиты, которые мы брали на другие виды бизнеса. К тому же цена на него сильно не упала. Я считаю, что мы достойно продали «Виту». Другое дело, что следом «Вимм-Билль-Данн» сам продался… Я не мог знать, какие дальше планы у «Вимм-Билль-Данна» и тем более PepsiCo.
– Критические публикации, в большом количестве появившиеся в прессе, ударили по вашей репутации?
– Странно, почему ко мне тогда не обратились за комментариями напрямую – я ведь занимался этим бизнесом. И как бизнесмен мог понять PepsiCo. В «Виту» было вложено много средств, порядка 10 млн. евро, но, наверное, все-таки плохо просчитали и сырьевую базу, и возможности оборудования. Да и недостаточно мощная водопроводная система в Исилькуле… Было принято решение завод закрыть, и причины были объективные. С точки зрения оптимизации бизнеса это правильно, но для Исилькуля, конечно, это был удар.
– Сегодня молочный рынок Омска «прославился» новыми скандалами…
– Истоки ситуации с сыром-косичкой – разгильдяйство, глупость, бахвальство. Наверное, есть что спросить с собственника и руководителя. На подобном производстве должны работать квалифицированные молочники, а не люди, вчера покинувшие студенческую скамью. Местечковый скандал ударил по всему рынку омской продукции – на мировом уровне высветил проблему чистоты и качества производства.
– Вы декларируете, что качество, чистота, экологичность будут сильной стороной вашей продукции. Чем докажете?
– Во-первых, принципиальное отличие автоматов Есоlean от других заключается в том, что упаковка стерилизуется на заводе-изготовителе в Швеции еще до момента розлива, что позволяет достичь стопроцентной стерильности. Во-вторых, будем делать продукцию только из натурального сырья, а никак не из восстановленного сухого. Даже наше оборудование запрограммировано так, что если в сырьевую смесь добавляется некий суррогат – сухое молоко или растительные жиры, – оно прекращает работу, блокируется. Разблокировать линию может только специалист из Швеции, имеющий специальные коды. Так что моя задача – построить образцовое предприятие. Наверное, именно это не реализовалось в прошлом производстве. А потребность осталась.
Текст: Елена Ярмизина
"Бизнес-курс" № 17 от 07.05.2014
Материалы рубрики «Аграрный сектор» публикуются в журнале «Бизнес-курс» и на сайте bk55.ru при финансовой и организационной поддержке ООО «Омсктехуглерод».
Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.