Вчера, 7 мая 2014 г., купил 4 кг. свиной вырезки. Последнее мясо крестьянского забоя распродавали… впрочем, не скажу где, так как по «Техническому регламенту Таможенного Союза «О безопасности мяса и мясной продукции» его не должны были продавать с 1 мая 2014 г.
С утра телефон раскален. Звонят фермеры, предприниматели, руководители личных подсобных хозяйств. Некоторые вообще не в курсе новых правил. Недоумение, возмущение: «Опять эксперименты на крестьянах!».
Мухатаев С. Т. :
- Для того, чтобы продать мясо, мне в ветстанции посоветовали отвезти бычка на ближайший пункт забоя в Полтавке! А на чем везти? На легковой машине? Кто мне покроет дополнительные затраты? Покупатель? А возьмет он мясо по 300 и более рублей?
Надежда Н. (диабетик со стажем):
- Пошла сегодня в «Мясную лавку» купить недорогую постную говядину, но мне сказали, что мяса не будет. Какие-то там новые правила ввели. У нас как новые правила, так для людей хуже.
Иванькин Ю.П.:
- Продам свой крупнорогатый скот, куплю трактор, правда, денег не хватит, придется где-то одалживать.
Председатель Шербакульского потребительского общества Виктор Наумов расстроен:
- Общепит встал. Единственный «правильный» цех забоя в агрофирме «Екатеринославская», привезли оттуда одну говяжью тушу, но этого мало, плюсом идут накладные расходы.
Замечу, что говядина - екатеринославская. О забое в Екатеринославском цехе животных из крестьянских подворий речи быть не может. Начальник цеха животноводства агрофирмы Мишакин А.Н. категорически против такого варианта: "Агрофирма имеет статус племзавода, и мы не хотим лишиться этого статуса. Идеальный вариант – строительство убойного цеха в райцентре".
Заместитель главы администрации Шербакульского района Вейкум А.Ф. сообщил, что администрация работает над этим вопросом, но определенно что-либо говорить преждевременно, кроме того, что убойный цех – проект с длительным сроком окупаемости.
А главный экономист потребительского общества Сидорук Т.Д. тем временем подсчитывает убытки:
- Ежемесячно «Мясная лавка» продавала от 4-х до 6-ти тонн свинины и говядины, кроме этого, мы выпускали до 2,5 тонны мясных полуфабрикатов, и шербакульцы их оценили по достоинству, потому что сделаны они из натурального мяса, безо всякой «химии». Общепит потреблял до одной тонны в месяц. Только на мясных полуфабрикатах мы потеряем до полумиллиона рублей в месяц, не говоря о других направлениях. А ведь не так давно для нашего цеха мы закупили новое оборудование, к нам приезжали из соседних районов, чтобы перенять опыт организации производства. Все для людей старались. Жалко, если наши труды пропадут. Не по уму как-то все делается.
На территории крытого социального рынка в Шербакуле у витрины с мясом ИП Баженовой Л.Н. уже нет былых очередей, потому как прилавок опустел.
Молодая продавец Валентина хочет верить в то, что важные дяденьки наверху разберутся и все станет по-прежнему, то есть будет мясо на прилавке, а значит, будет и работа, но сомнения у нее остаются:
- Хозяйка сказала, что если закроют торговлю мясом, то она не будет торговать молоком и молочными продуктами, так как в этом случае ими торговать будет невыгодно.
Сотрудники Шербакульской ветстанции, с которыми я разговаривал, разделяют возмущение крестьян, но поделать ничего не могут, они - люди дисциплинированные, да и кому хочется терять работу?!
Безусловно, цивилизованный забой скота нужен, но не с кондачка. Пресловутый регламент был принят решением Совета Евразийской экономической комиссии 9 октября 2013 г. То есть на его реализацию отводилось всего лишь 7 месяцев. Учитывая неповоротливость российской бюрократической машины, это крайне мало. Единственный выход – отодвинуть выполнение регламента на год-два. За это время построить пункты промышленного забоя скота, а нам, покупателям, успеть приноровится к новым ценам на мясо. Золотое мясцо получится!
Леонид Евсеев
Материалы рубрики «Аграрный сектор» публикуются в журнале «Бизнес-курс» и на сайте bk55.ru при финансовой и организационной поддержке ООО «Омсктехуглерод».
Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.