Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области обвинило омские СМИ, писавшие о неоднозначной акции «Герои великой войны» пивной компании «Сан ИнБев», в... рекламе этого пива. БК55 попросил прокомментировать эту очередную оригинальную инициативу антимонопольщиков известного омского специалиста со связям с общественностью, директора консалтингового агентства «Ладно» Юрия Шатилова.


Напомним, компания «Сан ИнБев» заявила о выпуске в России к 9 мая новой серии пива «Сибирская Корона». По предложению английского агентства пивовары планировали рассказать о героях Великой Отечественной войны, изобразив их на пивных банках. Эта идея крайне возмутила омских ветеранов. Омское УФАС решило вставить в конфликт свои «пять копеек». Ряд местных СМИ получили электронное письмо (определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе).


- Юрий Игоревич, прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.
- А что здесь комментировать?! Реклама - это сообщение, явно или косвенно предлагающее купить товар. И путать рекламу с новостью - нонсенс. В общем, пусть докажут, что это реклама. И если им это удастся, то это будет прецедент мирового масштаба. Мир содрогнется от таких решений омских чиновников. На мой же взгляд, это не что иное, как злонамеренное использование антимонопольщиками своего положения.


- Увы, это типичная реакция российских госструктур на многие «живые» вещи.
- Если государство становится исключительно инструментом подавления, то долго такое государство не протянет. Если вернуться к нашей ситуации, то это очень похоже на своеобразную попытку выслужиться перед начальством. Вот о борьбе нашего УФАС с реальными серьезными нарушениями крайне мало слышно.


- А как вы вообще оцениваете довольно бурную деятельность омских антимонопольщиков по запрету не понравившейся кому-то рекламы? Едва ли не каждый месяц происходит очередной громкий случай.
- По-моему, УФАС направляет свои возможности не в то русло. Причем в большинстве случаев это чистой воды вкусовщина. Профессионалов же не спрашивают, общественный совет, который создавался при УФАС, не действует уже много лет. Мнение специалистов заменено крайне сомнительным интернет-голосованием на сайте УФАС.


- Выход из этой ситуации есть?
- На мой взгляд, это только создание общественных организаций, которые будут пытаться систематически бороться с подобными дикими случаями. Я не жду подвигов ни от населения, ни от СМИ, но другого варианта просто не вижу. Если «Бизнес-курс» и БК55 готовы выступить инициаторами создания такой организации, я обязательно присоединюсь. Омское медиасообщество пыталось выполнять эту функцию, но сейчас оно, увы, не очень дееспособно.


- Юрий Игоревич, кстати, а как вы, как специалист, оцениваете «геройскую акцию» «Сан ИнБев»?
- Нормально оцениваю. По-моему, это даже неизбежно.


- ???
.- А каким еще образом доносить информацию до такого «потребителя» - нашей молодежи? Этот «потребитель» сегодня в большинстве своем не читает книг, смотрит по телевизору совсем не то, что надо... Школа, как известно, не место для воспитания, семья тоже часто не справляется.


- То есть остается только вариант «воспитания» с помощью пивных банок?!
- Если хотите, это нормальный путь развития цивилизации, хотя, возможно, и не самый позитивный. Наверняка, к этой или подобным идеям еще не раз вернутся.


Наталья Николаева