За последние несколько недель представители ряда крупнейших немецких компаний – в том числе химического гиганта BASF, группы Siemens, Volkswagen, Adidas и Deutsche Bank – решительно выступили против расширения экономических санкций в отношении России как в частных беседах, так и в ходе публичных выступлений.

В результате позиция Германии в вопросе о введении дополнительных, более жестких санкций против России, вероятнее всего, останется неизменной, что может помешать попыткам остановить эскалацию конфликта на Украине. По словам представителей Берлина, именно такое заявление должна будет сделать г-жа Меркель на встрече с президентом Бараком Обамой, которая состоится в Вашингтоне в пятницу, 2 мая.

Согласно сообщениям источников, в связи с ухудшением ситуации на Украине немецкие чиновники стали получать огромное количество телефонных звонков от руководителей ведущих немецких компаний, в ходе которых последние просили не предпринимать шагов, способных повредить их деловым интересам в России.

Пока санкции Запада направлены только против конкретных чиновников и компаний, однако США настаивают на том, чтобы в случае эскалации кризиса ввести более масштабные санкции, способные парализовать целые секторы российской экономики.

Некоторые руководители немецких компаний выступили с публичными заявлениями, в которых они просили не вводить дополнительные санкции.

«Единый посыл от лица руководителя бизнеса будет звучать следующим образом: вернитесь за стол переговоров и решите проблему мирным путем», – сказал Экхард Кордес, бывший руководитель Daimler, который сейчас возглавляет Ostauschuss, лоббистскую группу ассоциаций немецких предприятий, работающих в Восточной Европе.

Глава BASF Курт Бок, чья компания тесно сотрудничает с российским газовым гигантом ОАО «Газпром», недавно попросил европейских политиков оценить потенциальный ущерб от готовящихся санкций и предупредил, что возврат к прежним отношениям зачастую оказывается весьма сложной задачей. «Решать, насколько эффективным может оказаться бойкот – это задача политиков и историков, но лично я в этом сомневаюсь», – сказал г-н Бок в интервью ежедневному изданию Süddeutsche Zeitung.

Герберт Хайнер, руководитель компании Adidas – она поставляла форму советским спортсменам, а в настоящее время имеет в России более 1000 фирменных магазинов – высказал мнение о том, что Западу стоило приложить больше усилий, чтобы договориться с г-ном Путиным. «Удивительно, что такого лидера, как Путин, не привлекли к процессу гораздо раньше, а вместо этого дождались момента, когда стало уже слишком поздно», – сказал он.

В большинстве стран руководители бизнеса крайне редко вмешиваются в геополитику и в решение вопросов национальной безопасности с такой настойчивостью, которую продемонстрировали некоторые руководители немецких компаний. Однако некоторые немецкие компании ведут достаточно активную деятельность в России, которую они налаживали в течение многих лет, поэтому сейчас они обеспокоены тем, что жесткие экономические санкции против России могут лишить их доступа к ключевому быстрорастущему рынку в тот момент, когда их собственный – европейский – рынок погрузился в состояние стагнации.

Это привело к тому, что Берлин оказался под довольно серьезным давлением. Канцлер Германии неоднократно критиковала Россию за ее действия на Украине и предупреждала Кремль, что ему придется столкнуться с массой трудностей, если он не изменит свой курс. Между тем г-жа Меркель в последний момент отказалась вводить более масштабные экономические санкции, сделав выбор в пользу визовых запретов и заморозки счетов некоторых российских граждан, имеющих тесную связь с Кремлем.

«Меркель действует, хорошо осознавая, что ей предстоит вступить с тяжелые дебаты с американцами», – отметил Джон Корнблум, бывший американский посол в Германии, который в прошлом также исполнял обязанности заместителя госсекретаря США по вопросам Европы.

Американские компании, которые имеют в России гораздо меньше интересов, чем их европейские конкуренты, выражают свою озабоченность расширением санкций в частных беседах с представителями администрации Обамы. Руководители американских компаний подчеркивают, что предложенные санкции в отношении целых секторов российской экономики, если их вводить в одностороннем порядке, могут привести к тому, что те отрасли российской экономики, в которых господствующие позиции занимают государственные предприятия, могут расторгнуть сделки с американскими фирмами и открыть рынок их конкурентам из Европы и других стран. Представители бизнеса в Вашингтоне утверждают, что корпорация International Business Machines, к примеру, призвала администрацию Обамы выработать максимально многосторонний подход к вопросу введения санкций.

«Озабоченность бизнеса объясняется тем, что в том случае, если подход будет оставаться фрагментарным и, США будет стараться опередить европейцев, он окажется неэффективным, – отметил Майрон Бриллиант, вице-президент Американской торговой палаты по международным делам. – Нас беспокоит вероятность эффекта бумеранга, потому что мы не хотим оказаться под перекрестным огнем».

Среди деловых проектов американских компаний в России можно отметить контракты компании Boeing с государственными авиалиниями и проект корпорации Exxon Mobil по освоению Арктики, который он проводит совместно с государственным нефтяным гигантом ОАО «Роснефть». На этой неделе США ввели санкции против главы «Роснефти» Игоря Сечина, а также против Сергея Чемезова, главы государственного конгломерата, занимающегося производством высокотехнологичной промышленной продукции.

По словам представителей Exxon Mobil, компания продолжит реализацию своих планов по бурению в Арктике – это отличная возможность обнаружить там месторождения нефти и газа, несмотря на то, что рост напряжения в отношениях между Москвой и США существенно повышает риски.

Пресс-секретарь Белого дома Джей Карни заявил, что администрация продолжает вести диалог с американскими компаниями по вопросу санкций в отношении России. Белый Дом призвал руководителей американских компаний пересмотреть их планы поездки на Международный экономический форму, который должен состояться в Санкт-Петербурге и который будет официально принимать у себя г-н Путин.

В четверг, 30 апреля, представители компании PepsiCo сообщили, что президент и финансовый директор компании PepsiCo Индра Нуйи отменила свои планы на участие в этом форуме. Однако, по словам представителей компании, эти изменения связаны с ее плотным расписанием, а вовсе не с политическими разногласиями, и на форуме будут присутствовать другие представители этой компании.

Германия стала далеко не единственной европейской страной, которая протестует против введения более жестких санкций в отношении Москвы. Италия и Греция тоже выступили против ужесточения мер в связи тем, что они могут нанести ущерб их собственной экономике. Некоторые военные союзники США, в том числе Япония, Египет и Израиль, также предостерегают администрацию Обамы от шагов, которые могут надолго испортить отношения г-на Путина с Западом.

Однако размеры и экономический вес Германии делают ее голос особенно значительным. Без поддержки Берлина все попытки Вашингтона изолировать Россию при помощи санкций и других мер будут обречены на провал.

Сейчас в России активно работает около 6200 немецких компаний: от промышленных гигантов, таких как Volkswagen, до малых семейных предприятий – это больше, чем на территории всех европейских стран, вместе взятых. По словам официальных лиц в Берлине, многие из этих компаний уже заявили о том, что любые санкции, затрагивающие торговлю с Россией, могут обойтись Германии в десятки тысяч рабочих мест и нанести серьезный ущерб экономике.

«Нет никаких сомнений в том, что, если нам удастся избежать введения санкций, это будет в интересах экономики Германии», – подчеркнул Клаус-Юрген Герн, экономист из Института мировой экономики в Киле, ведущего экономического института Германии.

Темпы экономического роста Германии могут понизиться на два процентных пункта в том случае, если страна введет жесткие экономические санкции против России – об этом свидетельствует анализ, проведенный г-ном Герном. Согласно текущему экономическому прогнозу, для крупнейшей экономики в Европе это может обернуться рецессией.

По данным немецкого правительства, разрыв торговых отношений Германии с Россией может стоить Германии около 300 тысяч рабочих мест.

Объемы двусторонней торговли между Россией и Германией остаются относительно небольшими, и в 2013 году они достигли 76 миллиардов евро. Кроме того, на долю России приходится примерно 3% немецкого экспорта. Однако Германия закупает у России примерно треть своего газа и нефти. По словам г-на Герна, этот последний пункт крайней важен, потому что потеря доступа к российской нефти нанесет сокрушительный удар по немецкой экономике. Согласно результатам анализа института, повышение цен на нефть всего на 20 долларов за баррель будет стоить Германии одного процентного пункта экономического роста.

Многие крупные немецкие компании активно вели дела в России уже во времена Советского Союза, а после краха коммунизма начали агрессивную экспансию на территории России и ее соседей. Сконцентрированность Германии на тяжелом машиностроении дала ей возможность обслуживать интересы обширного региона, в котором необходимо было модернизировать все: от железных дорог до энергетического сектора.

На долю России приходится довольно скромный, тем не менее далеко не ничтожный, процент общих доходов большинства крупных немецких компаний. Однако зачастую в этих цифрах не находит никакого отражения тот факт, что Россия представляет собой обширный быстрорастущий рынок.

Спустя всего несколько дней после того, как Россия аннексировала Крым, глава Siemens Джо Кайзер посетил г-на Путина в его подмосковной резиденции и даже позировал перед камерами вместе с российским лидером.

В то время как г-жа Меркель осудила действия России на Украине, г-н Кайзер охарактеризовал этот геополитический кризис как «временное волнение».

Одна из причин, по которой немецкие компании активно выступают против введения санкций в отношении России, заключается в том, что их внутренний рынок перестал приносить им хорошую прибыль. К примеру, в прошлом году компания Siemens заработала 77 миллиардов евро, и немецкий рынок принес ей только 15% от этой суммы – для сравнения, в Северной и Южной Америке компания заработала 28% от этой суммы.

Такая динамика заставила некоторые немецкие компании стремиться к большей независимости от своего собственного правительства, чем в предыдущие десятилетия.

«Вы имеете дело с глобальной немецкой промышленностью, которая практически не зависит от своей немецкой идентичности и при этом пользуется ей ради своей выгоды в процессе ведения бизнеса в таких странах, как Россия», – объяснил г-н Корнблум.

Deutsche Bank вряд ли ощутит на себе негативные последствия санкций в отношении России, но сопредседатель его правления Юрген Фитчен недавно выступил против расширения санкций в отношении Москвы, добавив, что связанный с ними экономический ущерб может оказаться довольно внушительным.

Компания Volkswagen, которая ежегодно продает России около 300 тысяч своих автомобилей и считает эту страну своим ключевым растущим рынком в Европе, также выступила против введения санкций. «Мы рассчитываем, что представители Востока и Запада смогут найти разумный выход из этой ситуации», – заявил недавно председатель правления компании Мартин Винтеркорн.

Попытки г-жи Меркель создать у себя в стране объединенный фронт, направленный против России, также встретили сопротивление со стороны ее предшественника, бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера.

На этой неделе г-н Шредер, который сейчас занимает пост главы комитета акционеров компании-оператора проекта «Северный поток» и является близким другом г-на Путина, отправился в Санкт-Петербург, чтобы отпраздновать свое 70-летие. В прессе появились его фотографии, на которых он тепло обнимает российского президента.

Несмотря на то, что о дружбе г-на Шредера с г-ном Путиным и Россией всем хорошо известно, присутствие бывшего канцлера Германии на приеме в тот момент, когда немецкие солдаты находились под охраной пророссийских сил на Украине, вызвало резкую критику со стороны некоторых общественных деятелей в Германии.

Этот прием, организованный руководством «Северного потока», был призван подчеркнуть тесные связи между «Газпромом» и немецким деловым сообществом. На приеме присутствовали руководители нескольких немецких компаний, в том числе представители филиала BASF Wintershall и немецкой энергетической компании E.ON SE, а также посол Германии в России.

К празднованию также присоединился Филипп Миссфельдер, спикер фракции г-жи Меркель в Бундестаге по вопросам внешней политики.

Мэтью Карничниг