Депутаты вдруг прозрели и в 2014 году поняли, что ситуация, когда по ТВ идут фильмы про «хороших» преступников – это плохо, а блатные песни – это из той же оперы и тоже плохо. Поступило предложение все это запретить.
Фильмы, сериалы, книги, песни и другие произведения о преступниках, в которых формируется их положительный образ, представляют опасность для нравственного состояния общества, считают в «Справедливой России». И предлагают запретить «пропаганду насилия и преступлений» в публичной сфере, – сообщают «Известия». Поправки в закон об информации подготовил зампред комитета Госдумы по энергетике Олег Михеев.
Он предлагает ввести в правовое поле понятия «пропаганда преступлений и административных правонарушений» и «пропаганда насилия и жестокости», под которыми понимаются распространение информации, формирующей у ее потребителей установок и стереотипов агрессивного, насильственного поведения, побуждающей их к насилию по отношению к людям и животным или к совершению других преступлений, в том числе через романтизацию или героизацию насилия, жестокости и преступного образа жизни. По мнению Михеева, в российском обществе идет полномасштабная пропаганда и героизация насилия и преступного образа жизни через СМИ и продукцию масс-культуры – фильмы, сериалы, песни, книги.
– Исследования специалистов фиксируют чрезвычайно высокий уровень насилия в России. Так, в обнародованной недавно свежей версии глобального «рейтинга миролюбия» за 2014 год Россия оказалась на 155-м месте, уступив по уровню насилия и преступности разве что Сомали и Афганистану. А ведь еще в 2009 году в этом же рейтинге наша страна занимала 136-е место, в 2007 году – 118-е. Регресс налицо, – сетует «эсер». – По числу умышленных убийств из расчета на 100 тыс. населения мы с показателем 10,2 занимаем недопустимое для европейской страны место в мировой статистике – на уровне даже не азиатских, а африканских государств.
Парламентарий уверен, свой вклад в этот всплеск насилия в стране вносит, в том числе, бесконтрольная пропаганда насилия и жестокости в СМИ, а также романтизация образа жизни преступного мира, благодаря которой в сознании людей, прежде всего молодежи, стирается грань между допустимыми и недопустимыми нормами поведения. Поэтому он предлагает дополнить закон об информации запретом пропаганды насилия и преступного образа жизни и их романтизации. А за его нарушение налагать штрафы от 2,5 тыс. рублей для граждан и до 500 тыс. для организаций. Инициировать рассмотрение нарушений закона смогут полиция и Роскомнадзор, но наказание будет назначать суд, уточняет Михеев. Он поясняет, что подобные ограничения не противоречат Европейской конвенции о защите прав человека и работают во многих зарубежных странах, похожая норма существовала и в законодательстве СССР.
Мнения опрошенных «Известиями» экспертов по этому поводу разделились. Так, член комиссии по свободе информации СПЧ, журналист Николай Сванидзе согласен с законопроектом, но опасается, что под гребенку запретят вестерны, Штирлица и Жеглова с Шараповым. «Даже в «Маугли» есть сцены насилия. Будет очень плохо, если пойдут огнем и мечом по программам телевидения и будут шерстить кино – это можно, а это нельзя. Это приведет к негативному результату», – сказал он.
Зампред комитета Госдумы по культуре режиссер Владимир Бортко, принимавший участие в съемках криминальных сериалов «Улицы разбитых фонарей» и «Бандитский Петербург», думает похожим образом. – Ключевое слово там «запрещается». Так он запретит все фильмы о Великой Отечественной войне и много еще чего, – опасается кинематографист.
Игорь Федоров