Хороший вопрос задала президенту на медиафоруме региональных и местных независимых СМИ журналистка «Омской телевизионной компании» Жанна Толстикова. Она рассказала ему, что в селе Коломенка Крутинского района нет ни колодцев, ни колонок, и, разумеется, водопровода, который тянуть туда слишком дорого, и пьют селяне речную воду, часами ее отстаивая и кипятя. А бабушка, которой 82 года, ветеран тыла, платит односельчанам со своей пенсии, чтобы они привезли ей с речки флягу воды.
Путин пообещал «поговорить с губернатором, чтобы там просверлили колонку», заметив, что «стоит это копейки». На бабушке президент даже в свете приближающегося Дня Победы внимания акцентировать не стал, и ей, судя по всему, ничего не светит, хотя по закону труженики тыла приравнены к ветеранам Великой Отечественной войны, и им тоже положено благоустроенное жилье.
Возможно, если бы президент пожил бы в порядке эксперимента несколько дней в 30-градусные морозы со всеми удобствами во дворе, он изменил бы свое отношение к «простому народу»: это покруче полетов во главе стаи стерхов и погружения на дно в поисках амфор, однако такого подвига совершить ему не дано. Даже если захочет – по статусу не положено.
В российской действительности всегда есть место подвигу, и только одному человеку приходится это место искать.
Кстати, о подвигах. Помнится, лет 15 назад довелось мне присутствовать в той же Крутинке на торжественном пуске газопровода. Там стояли в окружении СМИ три богатыря - тогдашний глава Газпрома, ныне покойный, Рэм Вяхирев, губернатор Леонид Полежаев и глава района Василий Киселев, который правит в нем до сих пор. То, что он тогда произнес, абсолютно всерьез, запомнилось мне дословно: «Как помним мы былинных героев Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича, так и наши потомки будут вспоминать о Рэме Вяхиреве, губернаторе Полежаеве – как о добрых молодцах той былины газовой, что повели наш народ в цивилизованные миры».
До Коломенки газ так и не дошел, как и до сотен других омских сел, оказавшихся в результате реализации губернаторской программы газификации на отшибе цивилизации: котельные в них ликвидировали, а газ им так и не провели. Люди, отброшенные в позапрошлый век, стали отапливаться дровами: стены в этих домах разрушаются быстро, так как печное отопление в них изначально не предусмотрено, на обогрев их требуется как минимум в 1,5 раза больше дров.
К примеру, в селе Там-Чилик Русско-Полянского района, где тоже нет уже много лет питьевой воды, центральная котельная появилась в 92-м году, ко всем домам было подведено тепло. Потом открылись школа, детский сад, большой магазин, а еще тут были баня, фельдшерско-акушерский пункт, столовая, общежитие и, естественно, клуб, куда по выходным привозили фильмы. Лихими стали для Там-Чилика не 90-е, а нулевые, как и для множества других омских сел, о разорении которых можно написать эпопею.
Примерно к их середине исчезло все: за питьевой водой, хлебом, спичками и прочей жизненной необходимостью там-чиликцы стали ездить в райцентр. Правда, шесть лет назад в районе начала действовать программа переселения из аварийного и ветхого жилья, принимавшаяся в Кремле, надо полагать, во благо людей. Но местные жители, в том числе пенсионеры и инвалиды, ничего не знали о ней. Как установила проверка областного Росфиннадзора, в Русско-Полянском районе 24 дома уже «после признания их аварийными в 2009 – 2010 гг. были проданы за 1-3 тысячи рублей, хотя о программе переселения районному руководству в то время было уже известно, из них 19 - после того, как деньги на ее реализацию стали активно выделяться». По данным Росфиннадзора, администрация района не проинформировала о ней своевременно его население.
Есть подозрения, что районные власти намеренно доводили село Там-Чилик и другие до того состояния, чтобы люди их покидали, отдавая задаром свои дома. Эти предположения проверяет прокуратура, выясняет она также и имена выгодоприобретателей федеральной программы, купивших ветхое жилье за гроши и обменявших его на квартиры в райцентре, стоимость каждой из которых, по данным УФССП, более 2 млн рублей.
А Русско-Полянский глава Александр Молоканов тем временем, успешно справившись с программой переселения, возглавил другой район – Щербакульский, победив на выборах второго марта. Выдвигал его туда сенатор Андрей Голушко при активной поддержке руководителя аппарата бывшего губернатора Владимира Радула.
Молоканов, как и, без сомнения, Киселев – руководители «полежаевского типа», и путинского, конечно, тоже.
Но надо отдать президенту должное – нет в нем этого пафоса ложного. Он и не особенно старается скрыть если не презрения, то равнодушия к миллионам людей, живущих в беспросветных российских коломенках, даже к тем из них, кто попадает служить, например, на подводную лодку (помнится, как с улыбкой сказал он про «Курск», «она утонула»). Да и не особенно жалует наш народ тех, кто слишком с ним церемонится: Ельцина, который вроде бы искренне - не сыграешь так - попросил у него прощения, не простил, а представить себе Путина извиняющимся – так же искренне или даже не искренне – не получается. И не нужно это, наверное: вся глубинка и без того голосует искренне (или не искренне) за него - если, скажем, в районных центрах набирает он 60-70 процентов, то в местах, отдаленных от них, где народ еще более трудно и скудно живет – 80 – 90 (проверено).
Может, так и должно быть: в России власть о простых людях сильно ведь никогда не пеклась, исключения редки и коротки по историческим меркам. Я б отнес к ним (историки поправят) период правления Александра II, в какой-то мере столыпинский, ленинский, по моим представлениям, хрущевский и брежневский. Тут поставлю точку, чтобы не навлечь на себя много гнева народного, только замечу, что жилье стали выделять ветеранам войны, как и труженикам тыла, по Указу не Путина, а Медведева (хотя трудно отделить одного от другого, но, тем не менее), которого почему-то как-то слишком уж сильно не любит народ.
В остальные периоды (и любой обыватель это может увидеть, пройдясь по кремлевским палатам) запредельная роскошь в России как-то уживалась с запредельною нищетой и правила ею по своему разумению. И сейчас, почему-то мне кажется, мы вернулись в те времена. 1,5 триллиона, потраченных на Олимпиаду, вероятно, хватило бы, чтоб обустроить нормальную жизнь во всех бесчисленных российских коломенках. Не беру даже коррупцию, список российского Форбс (как известно, при Путине он в 6 раз возрос): непонятно (может, кто объяснит), как можно платить зарплату людям, пусть даже мастерски гоняющим шайбу, в миллионах у.е., в то время как ветераны и войны, и тыла живут в непотребном жилье (кому нужен список – могу привести). Непонятно вообще, куда идут потоки черного золота: в 90-е оно было дешевле в 10 - 15 раз, и при этом ни ФАПы, ни малокомплектные школы не закрывались массово, как сейчас.
Скажем, в Муромцевском районе, рассказывает депутат райсовета Дмитрий Щекотов, дети ездят в школу за 80 километров - по дорогам, которые мне не раз приходилось описывать: новый, избранный осенью позапрошлого года районный глава, иногда позволяет себе на них рискнуть жизнью, а уазик прежнего руководства не проскальзывал там ни разу за 10 лет. Регулярно ездят по ним в райбольницу женщины с грудными детьми и беременные, инвалиды и старики…
А Жанна Толстикова – молодец: я бы на ее месте растерялся, наверное, потому как ничем не отличаюсь от простого народа и стараюсь как можно реже встречаться с властью лицом к лицу.
Материалы рубрики «Аграрный сектор» публикуются в журнале «Бизнес-курс» и на сайте bk55.ru при финансовой и организационной поддержке ООО «Омсктехуглерод».
Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.