Премьера оперы Ж. Бизе «Кармен» прошла с аншлагом. Персонажи в кожаных одеждах явно понравились публике. Московский режиссер Николай Покотыло «выжал» из Омского музыкального театра максимум.
Когда занавес на сцене Омского музыкального театра опустился с последним аккордом музыки, зал взорвался аплодисментами, а выходы в фойе перекрыли суровые администраторши в оранжевых пиджаках. Видимо, памятуя о недавней провальной премьере балета «Страсть», когда народ из зала уходил, не дождавшись конца представления, сотрудники театра решили не выпускать зрителей, а также не давать в зале свет, пока те не отблагодарят в полной мере участников и создателей спектакля. Но зрители и не собирались прежде времени в гардероб. А это означало, что «Кармен» понравилась и премьера состоялась.
Нужно отдать должное московскому режиссеру-постановщику оперы Николаю Покотыло, который, чувствуется, вложил в свою работу немало сил, энергии, вдохновения и любви. Он так и сказал о ней: «Сейчас для меня театр – это «Кармен» и обозначил основную задачу спектакля: «…мне нужно, чтобы за действием было интересно следить». И с этой задачей режиссер успешно справился.
Несмотря на то, что действие оперы перенесено из девятнадцатого века в день сегодняшний: персонажи одеты в современную одежду (кожаные плащи и куртки), контрабандисты переправляют бытовую технику, в художественном оформлении сцены преобладают черно-красные цвета, вызывающие ассоциации с эмо, – спектакль завораживает зрителя и держит его в напряжении до конца. Николаю Покотыло по максимуму удалось использовать творческий потенциал всех участников постановки: солисты, обладающие опереточными голосами, исполняли довольно сложные оперные партии, выложились до конца артисты хора и балета, дирижер оркестра Юрий Соснин, да и сам оркестр, как поется в одной из песен, «был в ударе».
Порадовали оригинальные хореографические постановки в начале каждого действия (работа балетмейстера, лауреата премии губернатора Омской области Надежды Китаевой), яркое, убедительное исполнение главных ролей Натальей Емельяновой (Кармен), Виталием Ивашиной (Хозе), Александром Хмыровым (Эскамильо). Единственное, чего, пожалуй, не хватило Кармен Емельяновой, так это раскованности и нескромности, а также чувства несломленного достоинства. Минусом данной постановки можно считать отсутствие яркости во внешнем оформлении: свете, цвете и костюмах. Видимо, режиссер таким образом стремился уйти от красивости и достичь большей правды, которую увидел в одноименной новелле Проспера Мериме, подчеркнуть обостренность и трагизм человеческих взаимоотношений.
Но даже у Мериме есть место красивости и лиризму в проявлении чувств главных героев. Одним словом, мрачные тона на сцене несколько утомляли зрителя и заставляли его напряженно всматриваться в темноту, сдобренную, к тому же, клубами сценического дыма. По другую сторону оркестровой ямы, в VIP-рядах, можно было увидеть все те же знакомые лица, причисляющие себя к культурной элите региона: седовласого директора Омской филармонии Василия Евстратенко, элегантного директора театра «Арлекин» Станислава Дубкова, бывшего главного архитектора города Альберта Каримова, бывшего первого вице-губернатора Валентина Третьякова со своими уже далеко не молодыми вторыми половинами.
Омский минкульт представлял замминистра Иван Шеин. Посмотреть на своих коллег в качестве зрителей пришли солистки театра Валентина Шершнева и Ирина Трусова. Не было видно лишь всегда гостеприимного и оптимистичного хозяина – директора театра Бориса Ротберга. По информации от источников из театра, он серьезно болен и находится на данный момент в больнице.
Алла Ладан