Областное правительство готово отказаться от «инновационного метро» «Мостовика» в пользу менее затратной ЛРТ-системы, накануне представленной профессором Вуканом Вучиком.
Формулировать транспортную концепцию города должны транспортные специалисты, а не строительные компании. Такое мнение сегодня высказал директор агентства «Городские проекты» Вадим Гинзбург на специально организованном брифинге. По его мнению, сегодня в большинстве российских городов сложилась порочная практика, когда характеристики транспортных систем делают не те, кто ими в конечном итоге пользуется, т.е. горожане, а те, кто их строит и получает с этого прибыль.
Двумя днями ранее в областном экспоцентре эксперт мирового уровня Вукан Вучик презентовал доклад о транспортных проблемах Омска. Одним из основных предложений, озвученных в докладе, стало создание единой сети легкого рельсового транспорта на базе соединения тоннелей метро и трамвайных путей.
В ходе брифинга Гинзбург отдельно пояснил некоторые моменты, которые не успел в должном объеме осветить профессор Вучик. Так система ЛРТ, если отказаться от дорогостоящих и ненужных тоннелей и эстакад, которые в полном объеме предусмотрены в проектах «Мостовика» и «Трансмашгруппа», может быть в полном объеме запущена уже через 6 лет. «Чтобы завершить проект «инновационного метро», по нашим подсчетам, понадобится 230 миллиардов рублей, которые в нынешних условиях взять просто неоткуда, - объяснил Гинзбург. - При этом протяженность линий составит всего 45 километров. Мы же предлагаем систему с 80 километрами путей и 80% охватом жителей, которая вся обойдется примерно в 35 миллиардов».
Первый этап сети ЛРТ, или современного трамвая, согласно выводам презентации, должен соединить Ленинский округ с Левым берегом 20-километровой веткой и будет стоить около 10 миллиардов рублей. Примечательно, что «Городские проекты» предлагают восстановить трамвайные пути в центре города - на Лермонтова, Гагарина, Гусарова и Комсомольском мосту. По их мнению, ограничение автомобильного движения в центре нужно воспринимать со знаком плюс, так как это позволит разгрузить переполненный машинами центр путем создания комфортного и привлекательного общественного транспорта.
Альтернативный вариант - со строительством подземной станции «Торговый центр» - предполагает вырубку сквера им. Дзержинского, что, по мнению, Гинзбурга, едва ли является целесообразным решением. В свою очередь мэр Омска Вячеслав Двораковский сегодня, наоборот, высказался против восстановления трамвайных путей, правда, на другом конце их предполагаемого соединения с метро - на улице Лукашевича.
В выступлении же Вучика мэр «не услышал ничего нового», но ожидает, что за два месяца профессор с коллегами сможет выдать готовый проект. «Решения должны иметь характер технический и исключительно экономический - необходимое количество средств и реализация какого-то конкретного проекта, - цитирует Двораковского «Омск-Информ». - Его решение невозможно применить, потому что как таковых проектных решений господин Вучик нам не принес и не предложил. Он высказал свою позицию, к которой мы прислушаемся».
Вадим Гинзбург в свою очередь от прямой критики мэра уклонился, отметив лишь, что если «мэр и те горожане, что за него голосовали, хотят ездить в маршрутках и ходить по грязным тротуарам, то так тому и быть». Избегал директор агентства и полемики с «Мостовиком», пусть и заочной, подчеркнув, что «Городские проекты» полностью открыты для сотрудничества. Отметил также Гинзбург и готовность возглавляемого им агентства продолжать свою деятельность в Омске.
«Насколько я понял региональную власть - губернатора и вице-губернатора, - от того проекта «инновационного метро», что есть сейчас, решено отказаться», - отметил Вадим Гинзбург, указав, что следующими важнейшими этапами должны стать создание экспертного совета из транспортных специалистов различного масштаба и широкое общественное обсуждение нового проекта ЛРТ и всей транспортной системы Омска. Именно в этих направлениях «Городские проекты» и планируют продолжить свою работу.
Сергей Альтов
ФОТО: Егор Гомонов