Доклад профессора Вучика о создании в Омске легкорельсового транспорта дал понять - чтобы в 2020 году омичи могли кататься на ЛРТ, мало переосмыслить существующую дорожную обстановку в городе, надо еще и изменить свое отношение к ней.

   

Сегодня, 29 марта, американский профессор Вукан Вучик презентовал в Конгресс-холле экспоцентра проект легкорельсового транспорта для Омска.

К началу доклада зал был полон, хотя ажиотажа, которого опасались организаторы мероприятия, не было. Региональную власть представлял вице-губернатор Вячеслав Синюгин, а городскую - директор департамента транспорта омской мэрии Олег Осинский. На мероприятии были замечены также архитектор Альберт Каримов и замминистра транспорта Омской области Игорь Квасов.

Игорь Квасов

Вячеслав Синюгин

Алексей Провозин, глава фракции «Справедливая Россия» омского Заксобрания

Архитектор Альберт Каримов

Первый час своей лекции Вучик посвятил небольшому экскурсу в историю общественного транспорта и рассказу о транспортной системе в крупных европейских городах. Вернувшись к Омску, он признался, что местный общественный транспорт его шокировал.

«Трамваи в ужасном состоянии. Они как будто едут по камням, а не по рельсам. Ваши трамваи можно помещать в музей, - воскликнул Вучик. - А когда ехал в маршрутке, водитель одновременно вел машину и говорил по телефону. Это большая ошибка, что вы позволяете маршруткам перевозить почти 50% жителей. Уровень обслуживания такого транспорта намного меньше. Люди выбирают маршрутки, потому что они быстрые, часто ходят и могут подвезти почти к нужному дому. Но вы не думаете о безопасности».

 

Суть этой части доклада сводилась к тому, что маршрутки - некачественный транспорт, который тормозит развитие города. Метро не выход для Омска. Впрочем, то, что дорогостоящий проект не будет доведен до конца, а если и будет, то не окупится, было понятно и до приезда Вучика.

Наконец, он перешел к презентации проекта ЛРТ. «Важно понять, - сказал Вучик, - что ЛРТ - это не трамвай. Да, составы едут по рельсам, но они бесшумные и быстрые. На окраинах ЛРТ может развить скорость до 100 км/ч». Омичам важно переосмыслить роль трамвая и вообще рельсового транспорта, убеждал Вучик, а также изменить свое отношение к небезопасным и неудобным маршруткам. Если общественность будет поддерживать идею ЛРТ, проект сможет стать реальностью.

«Омск будет сравним с лучшими городами», - гласит один из слайдов презентации.

Звучат обнадеживающие цифры - вместо сотен миллиардов и десятков лет, которые уйдут на строительство «ненужного Омску» метро, можно за 6 лет и 37 миллиардов построить в Омске сеть ЛРТ с использованием существующих наземных путей, прорытых тоннелей и построенных станций метро. На первом этапе необходимо соединить центр с Левым берегом и вокзалом, где уже есть депо. На это уйдет около 2,5 лет. ЛРТ будет перевозить основную часть пассажиров, дороги немного освободятся от маршруток, но этого мало - надо и дальше развивать общественный транспорт, а на него пересаживать владельцев авто.

«Мы не против водителей, - поспешно добавил Вучик. - Мы пытаемся переориентировать людей».

Гендиректор агентства «Городские проекты» Вадим Гинзбург

Правда, все это - только предварительная концепция. На следующем этапе необходимо создать экспертный совет, который рассмотрит, проанализирует проект и будет его курировать.

На вопрос, присоединится ли к экспертам сам Вучик, профессор ответил: «Я могу поучаствовать в работе комиссии. Я буду участвовать ровно столько, на сколько меня пригласят. Просто я сейчас на пенсии и помогаю разным городам. Я не продаю себя, мне приносит удовольствие консультировать города. Но главные достижения совершают мои ученики».

 

Когда начали звучать вопросы из зала, стало понятно, что впереди еще много работы и много проблем, связанных с проектом, которые уже надо будет решать местным экспертам. Так, Вучик не смог дать конкретные ответы на вопросы о предполагаемой стоимости проезда на ЛРТ («Это зависит от местной финансовой политики, но мы за средние тарифы»), окупаемости проекта («Я не знаю, как сейчас у вас финансируются транспортные проекты») и опыте Волгограда, где уже есть ЛРТ.

 

Олег Осинский

Однако чиновники докладом были вдохновлены. Лекция Вучика понравилась и Синюгину, и Осинскому.

«Мое мнение с мнением Вучика совпадает на все сто процентов, - признался Осинский. - Другое дело - метро не метро, возможно или нет, я не специалист. Даже если его спросить, он скажет, я не знаю ваших законов, ваших ГОСТов. Он не ответит, он не инженер. Вот тут Крыжановский сидел, из «Мостовика», он знает, можно или не можно».

Но на пути к реализации утопического проекта вновь стоит проблема финансирования.

«Сколько стоит это все? - вопрошает Осинский. - Ему надо было озвучить, сколько страны вкладывают в развитие. У нас ноль бюджета заложено, и мы пытаемся за счет тарифа рельсы там, трамвайчики отремонтировать. В тех странах денежные средства идут от государства, там это быстрее получается, плюс проезд сколько стоит. У нас, видимо, надо денежные средства выделять на это».

Осинский добавил, что власти хотят вкладывать средства в ЛРТ. Однако с уверенностью говорить о том, что ЛРТ в Омске действительно будет, пока рано.

«Реально ли это? Все очень просто - вы загляните в бюджет этого года. Если в следующем бюджете будут деньги на ЛРТ, то все станет ясно».

Полную версию презентации организаторы выложили на сайте агентства «Городские проекты», чтобы с проектом могли ознакомиться все желающие.

Анна Давыдова

Фото: Диана Огородникова