Приобретение контрольного пакета акций законсервированного объекта ОАО «Омский аэропорт «Федоровка» у НПО «Мостовик» - сделка странная со стороны Ивана Полякова.
А для Олега Шишова, если деньги по ней оплачены, - просто блестящая, рациональная, и его можно поздравить. Ивану Полякову в ближайшие годы никакой экономической выгоды сделка не принесет, но добавит финансовых и организационных проблем. Аэропорт «Федоровка» сейчас представляет собой взлетную полосу, которую надо реконструировать, и коммуникации… Недостроенного здания аэровокзала, видимо, уже нет, поскольку из областного бюджета Шишову выделялись средства на его снос. На содержание приобретенного объекта требуются деньги – на охрану, на работающий в акционерном обществе персонал. Кроме того, земля под строительство аэропорта находится в областной собственности, полоса - в федеральной, значит, за нее нужно платить аренду.
Прибыль эти развалины смогут приносить только тогда, когда вместо них будет построено нечто, которое начнет активно работать. Но что? В реализацию проекта создания новой транспортно-логистической платформы, как продекларировала Межгосударственная корпорация развития (МКР) на своем сайте, руководимая Поляковым, я не верю. Кому нужна эта платформа, если рядом с Омском находится Новосибирск - крупнейший за Уралом логистический центр? То, что «Федоровка», заложенная еще в 1982 году, не будет построена никогда, понятно давно. Она вычеркнута из федеральных программ, а в бюджете Омской области денег на нее нет. Действующий аэропорт «Омск-Центральный» отвечает всем международным стандартам, при этом загружен только на 20 процентов, и у него в настоящее время есть одна проблема – Виктор Титарев. Но эта проблема - будущая головная боль Совета директоров общества, так как по закону они несут не только моральную ответственность за неправильные принятые решения, но и материальную. Области могут потребоваться еще одни воздушные ворота, поскольку ПО «Полет» развивается, а выпускаемые им ракеты «Ангара» выгоднее отгружать к местам старта самолетом. На этот случай в городе есть военный аэродром, перестройка которого обойдется много дешевле, чем строительство «Федоровки». Тем более что в России есть отработанная практика эксплуатации аэропорта двойного назначения – военного и гражданского. Это рационально – граница рядом.
Версия - «купить ненужное, чтобы его продать» - хороша только в мультфильме про Простоквашино. Не намного реальнее предположение о том, что под «федоровские» активы можно взять кредит. Так зачем же Иван Поляков заплатил деньги за воздух, тем более, что они так нужны радиозаводу имени Попова? Как говорил известный киноперсонаж граф Колиостро – «…голова предмет темный и исследованию не подлежит». Гадать, о чем думал Поляков при принятии решения, можно долго. Но очень уж эта сделка похожа на пиар-акцию в стиле 90-х, когда многие пытались продемонстрировать, что они не просто круты, а очень круты – настолько, что для них невозможное возможно. Вероятно, приобретая сначала медиахолдинг, затем «мусорные» акции недостроя с серьезным названием «аэропорт», Поляков пытается создать себе имидж солидного руководителя, которому по плечу решать вопросы любой сложности и способного управлять не только корпорацией, но и областью? Показателен и последний штрих к этой картине – факт заключения этой сделки пока отрицает сам Олег Шишов.
Сергей Мизя, член экспертно-консультативного совета при губернаторе Омской области, директор ООО «Коминформ»