Юрий Гамбург призвал чиновников выяснить, почему трудоспособное население покидает сельскую местность. Фермеры Омской области уже знают ответ.

В 2013 году из Кормиловского района уехало 35 человек, а из Нижнеомского – около двухсот. «С чем связана миграция?» – допытывался у глав муниципальных районов Юрий Гамбург, председатель трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и первый заместитель Председателя Правительства Омской области, на очередном заседании.

«Я не могу сейчас точно ответить на этот вопрос», – замялся Леонид Матиенко, глава Кормиловского муниципального района. «Это звоночки, если люди покидают район с безусловно положительным сальдо миграции в прошлом году! Речь идет о социально-экономическом развитии территории, о комфорте проживания, о рабочих местах. Понять это – ваша первоочередная задача как главы муниципального образования. А вы говорите: вы не сможете ответить!» – возмутился Юрий Гамбург.

Петр Баев, первый заместитель главы Нижнеомского муниципального района, смог объяснить причину миграции и 8,5-процентной общей безработицы сразу: «В 2006 году в районе было закрыто все сельскохозяйственное производство. На сегодняшний день у нас отсутствует животноводческий комплекс, за редким исключением отдельных фермеров. Основной вид деятельности оказался прерван. Восстановить сельское хозяйство реально очень проблематично; я бы даже сказал, невозможно». «Для меня непонятно, чем вы там занимаетесь! – рассердился Гамбург. – Вы говорите о разрушении сельхозпредприятий в 2006 году. Сегодня на дворе 2014 год! А миграционный отток произошел у вас в 2013 году. Двести человек! Вы понимаете, что это достаточно серьезный звонок? Уезжает в основном трудоспособное население, потому что эти люди ищут лучшее место для проживания, лучшую работу».

Юрий Гамбург призвал чиновников разобраться, в чем причина миграционных оттоков, и понять, как их остановить.

Основную причину члены трехсторонней комиссии озвучили на заседании – безработица. Казалось бы, если на селе нет работы, наиболее очевидный способ заработать на жизнь – заняться фермерством. Почему же люди отказываются от этой возможности и предпочитают покинуть село? О том, что мешает селянам создавать крестьянско-фермерские хозяйства, рассказали успешные фермеры Омской области. «На какой шиш организовать это хозяйство? – откровенно высказался Виктор Файлер, фермер из Азовского района. – Государство не помогает, а препятствует – постоянными проверками, высокими налогами. Чтобы открыть хозяйство, надо брать миллионный кредит. Невозможно и возмещать кредит, и развивать хозяйство, и выплачивать налоги. А налоги недоплатил – тебя обвиняют в том, что ты воруешь у государства».

«Сельское хозяйство – это не торговля, в которой вложения окупаются быстро, – рассуждает Антон Алешин, фермер из Крутинского района. – Я думаю, что на самом деле люди просто не хотят идти до конца. Ведь сельхозпредприятие окупится не через год и не через два. Я начал получать прибыль только на третий год. До этого продавал сметану и творог, а сейчас просто не успеваю их делать – вся продукция мигом молоком расходится. Другая причина: люди не хотят создавать мини-кластер, чтобы самостоятельно провести продукцию через все этапы – от выращивания до самой двери покупателя. Они сдают мясо и молоко посредникам по крайне невыгодным ценам: литр молока – за 10 рублей. Я работаю без посредников: мне приходится ездить по районам и реализовывать молоко самостоятельно, но в итоге литр мне приносит 25 рублей. На мой взгляд, этой организационной работе можно научиться – все зависит от трудолюбия».

Если стремление учиться новому дано не каждому, то, может, деревни от вымирания спасут организаторы крупных КФХ, став работодателями? «Почему бы и нет? – отвечает Антон Алешин. – Но в начальной фазе нужно заручиться помощью государства – оно должно предоставлять фермеру-работодателю льготы. Ведь работодатель должен достойно оплачивать работникам их труд. Иначе они не захотят хорошо работать, а это плохо скажется на состоянии дел предприятия».

Яна Турнова