Основой стратегических ядерных сил России является ракетный комплекс 15П018М («Воевода») с ракетой 15А18М украинского производства. В свете вхождения Крыма в состав РФ украинские специалисты могут прекратить обслуживание этих ракет.

Ракетный комплекс «Воевода» был принят на вооружение 11 августа 1988 года. За период до 1992 года включительно данный комплекс был развернут в составе 76 ракет в трех ракетных дивизиях: в Оренбургской области, Красноярском крае и около г. Державинск, Республика Казахстан. Вскоре казахские ракетные дивизии были ликвидированы, 18 новейших ракет из-под Державинска ушли в арсеналы России или были уничтожены - к сожалению, точной информации нет.

А на двух российских базах остались 58 ракет, которые несли 580 боеголовок. Были еще ракеты предыдущего поколения, но в настоящее время все они давно сняты с вооружения. Так вот, «украинские» 580 боеголовок в настоящий момент – это от 20% до 25% всех боеголовок России, это основа ядерного потенциала нашей страны. Ракета 15А18М, кроме 10 боевых блоков, несет еще 40 ложных целей, имеет специальную ступень разведения боеголовок – все это благодаря уникальному забрасываемому весу в почти 9 тонн. Для сравнения, под данным БК55, ракета «Тополь» «поднимает» от 1 до 1,5 т.

Гарантийный срок на 15А18М был установлен в 10 лет, и с 1998 года регулярно продлевается. Все работы на ракете всегда вели специалисты компании-производителя, днепропетровского НПО «Южмаш» и компании-разработчика, КБ «Южное», они же поставляли необходимые запасные части. Обязательно производился при каждых работах контрольный пуск ракеты. Обычно процедура продления ресурса осуществляется не реже 1 раза в 5 лет. В частности, Министерство обороны РФ сообщало о пусках в 2006-м и 2009-м годах.

Так вот, очевидно, что перед Россией в самое ближайшее время встанет вопрос очередного продления сроков жизни «Воеводы». И если вдруг украинские специалисты откажутся или их заставят отказаться проводить эти работы, то дальнейшая эксплуатация 15П018М окажется под вопросом, а это сразу же приведет к очень серьезному ослаблению боевой мощи наших стратегических ядерных сил.

Игорь Федоров