Судя по косвенным данным, Россия вывела миллиарды долларов в виде ценных бумаг из депозитария Федерального резерва США. Возможно, это было сделано, чтобы американские власти их не заморозили в случае, если конфликт на Украине обострится.

Федеральный резерв хранит казначейские обязательства США, принадлежащие иностранным центробанкам и другим официальным структурам. Сейчас отмечается самый сильный спад количества облигаций в депозитарии с 2002 года. С 5 по 12 марта их объем уменьшился на 105 миллиардов долларов, или на 3,5%.

ФРС не сообщает, кто хранит в ней свои ценные бумаги. Я сегодня беседовал с Марком Чандлером, возглавляющим отдел валютной стратегии в компании Brown Brothers Harriman. Он считает, что изрядная часть выведенных активов ушла с российских счетов. «Они просто не хотят, чтобы эти активы заморозили», — полагает Чандлер. По его мнению, речь не идет о протесте против США. «Такие решения обычно не диктуются политическими соображениями», — добавил он.

В записке для клиентов Чандлер пишет: «Судя по всему, Россия готовится к новым санкциям». Он отметил, что такое уже случалось раньше. В 1957 году Россия перевела свои доллары из США в Лондон, опасаясь, что США попытаются ее финансово наказать за вторжение в Венгрию. По некоторым сведениям, именно этот шаг породил то, что сейчас называется евродолларовым рынком — то есть активы в долларах, хранящиеся за пределами США.

Корреспондент Bloomberg Сьюзен Уокер пишет, что Чандлер не единственный, кто считает, что Россия выводит свои средства из депозитария ФРС. Она цитирует компанию Wrightson ICAP: «Постоянные разговоры о санкциях в связи с украинским конфликтом дают России все основания перевести эти активы в оффшорный депозитарий».

Чандлер подозревает, что Россия не продала американские облигации, а просто вывела их за пределы досягаемости для властей США. По данным Bloomberg на декабрь, Россия держала в казначейских обязательствах США 139 миллиардов долларов. Это примерно 1% от их общего объема, что обеспечивает ей девятое место среди стран, которые ими владеют.

Питер Кой