Власти в наступившем году поставили региональной инспекции труда новую задачу: не только способствовать легализации зарплаты, но и тому, чтобы работодатели выплачивали ее в размере не ниже вновь утвержденного минимального уровня и прожиточного минимума.
На заседании Правительства Омской области была утверждена новая величина прожиточного минимума. С марта для трудоспособного населения это 6694 рубля, что меньше прошлогоднего, так как снизилась стоимость набора продуктов питания, входящих в региональную потребительскую корзину. Напомним также, что новый МРОТ, принятый с 2014 года - 5554 рубля. Однако кроме федерального МРОТ статья 133.1 ТК РФ предполагает установление и индексацию минимального размера заработной платы субъектами РФ. Так, например, в столице он составляет 12200 рублей. А в Омске - для небюджетных организаций в 6387 рублей, так как региональное правительство подписало с Федерацией омских профсоюзов и областным объединением работодателей соглашение, согласно которому некоторые ИП и руководители коммерческих организаций взяли на себя повышенные обязательства. Возникает вопрос - могут ли несогласные работодатели этого не придерживаться? К тому же в законе не предусмотрено каких-то санкций для предпринимателей и директоров организаций, которые устанавливают оплату за труд ниже этих цифр.
Комментирует Сергей Беляев, руководитель Государственной инспекции труда в Омской области: «Теоретически да, это так, но в законе прописано, что если работодатели умолчали, то считается, что через месяц они присоединились к соглашению. Иначе на комиссию могут вызывать. Последует административное давление, рекомендации изыскать возможности и средства повысить зарплаты. Аналогично то, что касается надзора за оплатой ниже прожиточного минимума и МРОТ... Мы по несколько раз в месяц отчитываемся по этому вопросу Роструду, взаимодействуем с федеральной налоговой, фондами пенсионным и соцстрахования. Создали рабочую группу из этих представителей и ежемесячно проводим заседания, обмениваемся информацией. Она при необходимости пригласит работодателей, возьмет объяснения. Но можно сказать, что такой проблемы не существует. Потому что ниже платить уже некуда. Если и обнаруживались такие работодатели, то в глубокой деревне и всего один-два. Если б тысяч 15 был МРОТ - проблема бы была, и ее надо было бы решать.
Другое дело - контроль за «серыми» выплатами. Меньше немного стало прибегающих к ним работодателей. Но пока сами граждане не выскажут протест против «конвертных зарплат», не станут настаивать, чтоб их реальная оплата труда прописывалась в трудовых договорах, все останется на прежнем уровне».
Ольга Ермоленко