В течение двух последних недель я категорически отказывался говорить с кем-либо на две темы. Первая – о провальной игре в хоккей олимпийской сборной России. Вторая – о майданских событиях в соседней Украине.

Почему? Да потому что такой разговор – пустая трата времени, раздражающая нервную систему своей очевидной бесполезностью. Что толку в обсуждении трагических обстоятельств, которые мы не в силах изменить? Да, у каждого есть своё мнение, отличное от других, но мне абсолютно не хочется быть в числе пророков, всё «предсказавших назад» или многое знавших заранее. Предпочитаю сам ставить вопросы и искать на них ответы.

Зимняя Олимпиада громадным вакуумным насосом качала внимание всей страны весь нынешний февраль. Эксперты утверждают, что в иные дни трансляции спортивных репортажей из Сочи смотрели три четверти российского населения. Казалось, это захватывающее телешоу не имеет финала, и чужие погони за ускользающим золотом медалей будут длиться вечно. Вопящий в эфире комментатор Губерниев. Крупные планы спортсменов. Горные пейзажи. Слёзы горя и радости. Победы и поражения. Телевидение нас приобщило и даже сплотило на месяц… Согласитесь, в тот момент, когда погас огромный факел, многие из вас вдруг почувствовали в душах вполне осязаемую чёрную пустоту. А что дальше-то, за этим праздником жизни? Неужели опять каждый в ней, в пустоте, сам за себя, со своими тревогами и заботами?

Обыватель включает телеящик, а в новостных программах ему показывают, как на февральском ветру украинского майдана полощется неолимпийское пламя, как там жгут покрышки и стреляют. Причём не биатлонисты и не по стендовым мишеням. «Господи! Спаси и сохрани!» – крестится вчерашний болельщик и начинает лихорадочно искать вокруг себя тех, кто разуверил бы его в неотвратимости русского бунта. Или чего-то, пусть отдалённо похожего на кровавое противостояние в Украине. Понимаю, откуда у большинства наших людей сегодня произрастают страх перед таким гипотетически возможным будущим и страстное желание «обсудить» возникший информационный повод. Из недр общественного подсознания, в котором хранится вся подноготная правда о прошлом страны. Она записана там кровью и потом, кнутом и топором, винтовкой и виселицей. Забывать её нельзя, но и обсуждать невозможно. В смысле – противопоказано для душевного равновесия.

Зимние Олимпийские игры не смогли прикрыть собой трагедию украинского народа от внимания россиян. Естественно, как многие, отвлекался от спортивных программ и вполглаза смотрел на пылающий Киев в прозрачные окна интернета и телевизора. И думалось мне о бесконечной повторяемости событий на шестой части суши. 97 лет тому назад в Российской империи произошла Февральская революция. Помнится, в одной из своих литературных мистификаций я использовал телеграмму председателя тогдашней Госдумы Михаила Родзянко императору Николаю II.

Вот её текст: «Положение серьёзное. В столице анархия. Правительство парализовано. Транспорт пришёл в полное расстройство. Растёт общественное недовольство. На улицах идёт беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя...» Не то ли сейчас происходит в столице незалежной Украины? То, конечно. Спасителей нации много. Из тюрьмы даже достали женщину с косой – Юлию Тимошенко. Она, что ли, пользуется сейчас доверием всей страны, разломанной на части? Нет!

Исторические параллели даже не надо искать. Они, как ржавые рельсы на кольцевой железной дороге Истории. В какую бы ты сторону ни поехал, непременно вернёшься на станцию отправления. Петроград. Киев. Москва. Неважно! Подожди немного и… На привокзальной площади появятся из ниоткуда революционные толпы, пахнущие перегаром и кровью, охочие до власти и наживы. В них – вооружённые матросы и солдаты, безоружные мешочники и зеваки. Потом из поезда выйдет какой-нибудь Вождь и взгромоздится, допустим, на британский броневичок марки «Остин» или советский танк для произнесения пламенной речи. Её встретят овацией, свистом и шапкобросанием. Знакомая чёрно-белая хроника, не правда ли?

9 апреля 1917 года, уже после того, как в России свершилась буржуазно-демократическая революция, главная газета большевиков «Правда» напечатала статью Н. Ленина «О двоевластии». Во всех смыслах интересная работа. Я вспомнил о ней, когда на киевском майдане заварили кашу, и хотелось понять, кто и зачем там кашеварит, к чему это всё впоследствии приведёт. Сравнение исторических фактов иногда приводит к парадоксальным открытиям и выводам.

Владимир Ильич, говоря о российских событиях той поры, как будто прозорливо отметил «в высшей степени замечательное своеобразие» украинской революции: «Она создала двоевластие… В чём состоит двоевластие? В том, что рядом с Временным правительством, правительством буржуазии, сложилось ещё слабое, зачаточное, но всё-таки несомненно существующее на деле и растущее другое правительство...» В общем-то, справедливое замечание.

По-моему, президент Украины Виктор Янукович и его окружение, завидев первые костры на площади, должны были немедленно достать из архива актуальную статью основателя Советского государства и прочесть в ней ленинские строки, намекающие на то, с кем предстоит иметь дело. «Это – революционная диктатура, т.е. власть, опирающаяся прямо на революционный захват, на непосредственный почин народных масс снизу, не на закон, изданный централизованной государственной властью». Кстати, Ильич привёл в качестве примера Парижскую Коммуну образца 1871 года и её признаки. (Вот вам ещё одна параллель!)

Французские коммунары, согласно Ленину, также опирались не на закон, «предварительно обсуждённый и проведённый парламентом», а на прямой почин народных масс. Чего они там желали? Замены чиновничества, полиции и армии «как отделённых от народа и противопоставленных народу учреждений», а также прямого вооружения рабочих и крестьян. Чёрт побери, когда революционно настроенная толпа рвётся к власти с целью пограбить и создать охлократию, она везде действует одинаково. Как будто сценарные планы «романтики восстаний» передают из рук в руки через окна параллельного мира. У России сейчас всё, как душа, – нараспашку. Тревожно тебе, обыватель? Наверняка да.

Февральская революция. В эти дни я не видел ни одной телепередачи, посвящённой этому, безусловно, знаковому периоду в нашей истории. Ну как же? Олимпиада и Украина вытеснили почти всё из жизни общества. Нам сделали красиво. До слёз. Однако сразу по окончании спортивного празднества я начал думать о том, как и чем федеральные СМИ заполнят образовавшийся информационный вакуум? Соревнованием героев-паралимпийцев? Да. Но этого не хватит надолго. Киевским Майданом и переделом Украины? Уже наелись. Тогда чем? Не знаю. Боюсь даже предположить, но…

Уверен, что в этом году ничего подобного киевским событиям в России не произойдёт. Спрос на беспощадный бунт временно отложен. Я почему-то считаю, что Кремль (читай – ВВП) давно уже сделал надлежащие выводы из всех революций в мире. В том числе и из украинской 2014 года.

«Ваш ОРЕОЛ» №9 от 26 февраля 2014 г.