Омские школы вооружаются – усиливают меры охраны, устраивают охранно-пропускные комплексы. На электрошокеры, как в Москве, пока денег нет. И слава богу. Я бы точно получила порцию «черемухи».


Меня, мать шестиклассницы, то есть участника образовательного процесса, как написано в «Законе об образовании», пускают в школу с боем. Причем, уже во вторую. Ну не любят родителей в школах – они топчут пол и качают права. Сейчас, видимо, и «бой» уже не поможет – безопасность детей превыше всего! Только ведь в московской СОШ №263, после которой и начались столь серьезные охранные меры, стрелял не бандит. Именно школьник пришел разбираться с одноклассниками и педагогами. От чужих охранник защитит. А от своих? Не логичнее ли начинать не с вооружения, а с воспитания?


Увы, учителям некогда воспитывать детей – у них отчеты и подготовка к ЕГЭ. Действительно так. Но смущает меня недовольство педагогов новым законодательством, обязывающим их отрабатывать 36 часов в неделю при ставке 18. То есть теперь, кроме трех уроков в день, они должны еще три часа заниматься внеурочной деятельностью. Желательно в школе, хотя можно и на семинар съездить или по домам детей пройтись. А ведь работа у них такая, что требует релаксации, уединения! Педагоги не готовы общаться с детьми, уж тем более – с их родителями – по 6 часов в день. Бесплатно, во всяком случае. А вот репетиторством – хоть ночью! Много есть учителей, которые помогают ребенку бесплатно во внеурочное время?


Все правильно – за воспитание учителям не платят. Им вообще платят мало – постоянная жалоба, набившая уже оскомину. По официальным данным, в Омской области – 30 тысяч рублей. Понятно, что средняя зарплата – не реальная. Но кому из бюджетников платят больше? Господа педагоги, вы знаете, сколько получает школьная техничка? По данным Омского обкома профсоюза работников образования, установлены следующие ставки: заведующий библиотекой – 4180 рублей, лаборант – 3300 рублей, секретарь-машинистка – 2900 рублей. В начале месяца мне в полной растерянности позвонил Александр Витальевич Рахно, «Учитель года России-2004», недавно ставший директором Петропавловской средней школы  Муромцевского района. Выдалась у него возможность поощрить технических работников, расписал им по 10 процентов от оклада. Документы в РОНО не приняли, потому что «область» за это по головке не погладит: надо учителям натягивать среднюю зарплату в 30 тысяч. Ну, конечно, техничка – совсем не творческая профессия. Свет в школу не несет и миссионерства не предполагает ни грамма.


Только где оно, учительское миссионерство? Нынче, когда министр образования Омской области Сергей Алексеев после убийства Коли Кукина собственным отцом поручил учителям в течение часа выяснять, почему школьник не явился на уроки, поднялся глухой ропот: «Опять на нас все свешали». Мне, например, наша классная позвонила на 15-й день отсутствия ребенка в школе. Это потому, что у меня глаза такие добрые, или потому, что учителям за это не платят?


Впрочем, это неправда. Платят худо-бедно – 1000 рублей за классное руководство в городской школе. Недавно ко мне приезжала директор школы из аула Каразюк Нововаршавского района. Школа малокомплектная, и за то же самое учителя получают в два раза меньше – по количеству душ. Но они этими самыми душами интересуются! Ни одного ребенка, стоящего на учете в ИДН, и даже не курит никто. Потому что у них в ауле учителя, получая свои 15-17 тысяч, богачи. Остальные живых денег не видят – нет там никаких предприятий, живут натуральным хозяйством. Совестно педагогам перед сельчанами – такие «деньжищи»-то надо отрабатывать! И ведь не жалуются. Спрашиваю: «Как же вы в такую даль в 30-градусный мороз?» А «директор аула» отвечает: «Ой, мы так хорошо расположены – всего-то полтора километра пешком до станции!»


Есть еще миссионерство там, где люди живут бедно, а педагогическая гвардия, обычно «старая», не перестроившаяся на коммерческие рельсы, по привычке чувствует свою ответственность за все село. Только чем ближе к цивилизации, тем его меньше… И тем больше возмущений: «Власть не уважает учителя». А есть за что? Разве педагоги устраивают коллективные протесты против реформ образования, коверкающих детские души? Власть объявила, что образование – это услуга, и учителей это вполне устроило: можно делать только то, за что платят. К черту миссионерство!


Власти не просто не уважают педагогов. Сами испортившие школу «денежным вопросом», они теперь боятся доверять ей воспитание детей. Ну чему нынешний «цивилизованный» учитель научит школьников? Поболтав в учительской про очередной обман государства, быстренько покажет детям пример патриотизма? Убегая после трех честно отработанных часов, на ходу объяснит ребенку про уважение к родителям, забыв спросить про их наличие? Или, пересчитав в кармане деньги за репетиторство, объяснит про любовь к людям и бескорыстную помощь друг к другу?


Наталья Яковлева, собственный корреспондент «Учительской газеты» по Сибирскому федеральному округу, специально для БК55.