15 февраля 1989 года подросток Мохсен Сабери отправился со своим отцом смотреть, как последние советские танки возвращаются в СССР.
«Народ стоял вдоль дороги и махал им на прощание, - говорит он. - Один из солдат кидал шоколадки в толпу. Это был мой последний русский шоколад».
Отец Мохсена не хотел, чтобы советские войска уходили из страны и был уверен, что дальше будет хуже. Мохсену сейчас 40 лет, у него у самого теперь 17-летний сын, и пришла его очередь волноваться за будущее. По его словам, практически все его коллеги на таможне в Хайратоне опасаются, что вывод войск НАТО плохо скажется на экономике и безопасности.
«Я очень надеюсь, что 25 лет спустя мой сын не будет сожалеть о случившемся», - говорит он.
Сыновья Нур Зии также обеспокоены. Некоторые из их друзей уже потеряли очень прибыльные контракты с силами НАТО и теперь хотели бы, чтобы их родители уехали.
«Мы им говорим, что все будет в порядке», - говорит 58-летняя Нур Зия.
В 1989 году она и ее муж тоже смотрели, как из страны уходят советские войска. Позже их дом был разрушен, но они убеждены, что на этот раз все будет лучше.
«Международное сообщество не забывает про Афганистан, - говорит она. - Они продолжат свою поддержку, даже после того, как войска будут выведены. Терроризм будет по-прежнему привлекать их внимание к нашей стране».
Будущее под вопросом
Для местных жителей сейчас многое стоит на кону. За последние 10 лет Хайратон расцвел. Город стоит на берегу Амударьи и соединен с Узбекистаном обычным и железнодорожными мостами. В результате город превратился в важный транспортный узел. Около половины экспорта Афганистана проходит именно через Хайратон.
В течении ближайших месяцев здесь пройдут возвращающиеся автоколонны НАТО. За ними будет наблюдать, среди прочих, пограничник Фаридун Агар. Его волнует вопрос о том, кто будет финансировать пограничную службу в будущем.
«Мы настолько зависимы от иностранных войск в том, что касается ресурсов, - говорит он. - Я не знаю, как будет справляться полиция после того, как они уйдут».
На данный момент зарплаты полиции выплачивают страны-доноры. Учитывая тот факт, что конгресс США резко сократил бюджет на помощь Афганистану после 2014 года, его беспокойство вполне понятно.
Но сейчас Фаридун предпочитает смотреть в будущее с оптимизмом. По его словам, основная разница между советскими и американскими войсками в Афганистане состоит в том, что военное присутствие США было «легитимным».
«На этот раз я буду смотреть [на вывод войск] с совсем другими чувствами. Я с нетерпением жду, что же принесет будущее», - говорит он.
Тахир Кадири