За старую идею объединить платежи омичей за все коммунальные услуги в одну квитанцию взялся новый игрок - Сбербанк. Программа уже запущена в пилотном режиме.
О тестировании единого платежного документа на оплату коммунальных услуг, начавшемся в Омске в декабре прошлого года, сообщил в интервью «Аргументам и Фактам» управляющий Омским отделением Сбербанка России Игорь Меркулов. По словам топ-менеджера, пока заключены договоры с пятью поставщиками, пилотная программа обкатывается в трех офисах банка - на улицах Товстухо, 50 лет Профсоюзов и проспекте Комарова.
В перспективе, по словам г-на Меркулова, даже и одна единственная квитанция уже не понадобится - любой омич, просто зная свой адрес или номер лицевого счета, при помощи терминала самообслуживания сможет посмотреть состояние расчетов со всеми поставщиками услуг и тут же провести текущие платежи. По расчетам банка, такая технология как минимум в четыре раза сэкономит время на оплату коммуналки.
В свое время сама идея единой квитанции была изрядно скомпрометирована печально известным Единым информационно-расчетным центром (ЕИРЦ), также известным как «Инфоцентр». Платформа «Тюменского расчетно-информационного центра», неплохо работавшая у наших северных соседей, в Омске буквально пропихивалась насильно городской администрацией и компанией, тесно связанной с тогдашним руководством УМВД - «Омскими кабельными сетями». Напомним, ЕИРЦ долго не мог договориться со всеми поставщиками ресурсов и управляющими компаниями, затем в центре нашли многочисленные нарушения прав потребителей и закона о защите персональных данных, и в итоге все кончилось банкротством в 2009 году.
Запуск единой информационной системы с данными об услугах ЖКХ и техническом состоянии всех многоквартирных домов области, позволяющей, в том числе, в одном окошке браузера оплатить услуги разрозненных ресурсоснабжающих и обслуживающих компаний, в прошлом году анонсировал и региональный фонд капремонта многоквартирных домов, однако осенью, когда планировался запуск, никаких новостей о системе не было.
Опрошенные БК55 эксперты призывают не сравнивать проект Сбербанка с ЕИРЦ: то была непрозрачная организация-посредник, а не крупнейший в России банк. ЕИРЦ фактически брал с клиентов плату с двойной наценкой - процент шел банку и процент шел самому центру. По-новому, понятно, процент будет только браться только однажды, причем этот процент ниже, чем у основного конкурента по приему традиционных платежей - Почты России. Плюс - клиентам удобно и они могут быть относительно спокойными за сохранность средств.
Олег Ледянский