А вы знаете, что Ла? А вы знаете, что Пи? А вы знаете, что Дус? Что Лапидус в Омск приехал и всех-всех очаровал! Принят в лучших – главных – домах. Раздает интервью. Кто такой?! Да это же сам… как его… ээээ… писатель, профессор, доктор наук, председатель СД ООО ХК «СУИхолдинг»!
Тоже ни о чем не говорит? А вот газетчикам – очень даже. «Коммерческие вести» даже вынесли его «кухонное интервью» на первую полосу, а первое слово текста - СУИхолдинг - выделили не только начертанием (полужирным), но и цветом – зеленым. И в название статьи о Комбинате пористых материалов вынесли этот холдинг. Если бы я не была уверена в независимости и непредвзятости издания, обязательно решила бы, что «это жжж - неспроста».
Тем более что и независимый и непредвзятый «Деловой Омск» тоже вынес господина Азария Лапидуса на первую полосу и отдал ему центральный разворот. Нет для омича тряпки краснее упоминания «Газпрома». Умные гости города знают: хочешь заслужить расположение омичей – поругай «Газпром» и тех, кому он платит налогами нефтезавода. Но этого гостя мнение горожан мало волнует. Ему достаточно расположения мэра и губернатора и гордости за то, что построил комплекс «Газпрома». Кстати, когда журналист спрашивает у застройщика территории судоремонтного завода про покупку этой земли у Дрокина, г-н Лапидус отвечает: «Я, к счастью, не знаю, кто такой Дрокин». Ну-ну-ну-ну!.. Аккуратнее надо с проговорками. Тут или «не знаю» - или «к счастью». Вместе не получается.
Владимир Червонящий порадовал прекрасным образом сгоревшей машины, от которой остались угли (очевидно, деревянной), и непринужденным сигналом о картельном сговоре. Но не в том абзаце, где переговоры «12 крупнейших компаний в тайне от антимонопольной службы», а в конце - где приводится схема недобросовестного участия в тендерах на охрану госструктур. Впрочем, тайной она является, наверное, только для антимонопольщиков.
«Ваш ОРЕОЛ» пытается разобраться в деталях найденного им сговора, вынесенного на первую полосу: «Омский роддом купил звание «Лучшего в России»?». По-моему, тут-то все прозрачно и понятно. Какая-то московская конторка придумала очередной «Золотой пуп». Платишь деньги, заполняешь анкету – получаешь цацку и красивое звание. Любая чебуречная может учреждать призы-дипломы-звания, а уж столичному институту – сам бог велел. Опять же, диплом «Лучший в России» в кабинете главврача, может, и уступает по красоте портрету президента или «Уроку анатомии доктора Тульпа», зато гораздо дешевле. Не вижу, почему бы благородным донам не заплатить 17 700 рублей за рамочку с красивым документом и «розеткой».
Кстати, помещенная выше «сенсация» - посещение четой Синюгиных лекции и медитации заезжего ламы - вообще не стоит обсуждения СМИ. Каждый верит и заблуждается в меру своих способностей. И уж точно не стоит «разоблачать» представителя одного культа цитатами и ссылками на «конкурента» из другого – в данном случае, представителя РПЦ. Естественно, что для служителей конфессий все религии, кроме собственной, неправильны, даже вписанные в закон о свободе совести.
«Бизнес-курс», отслеживающий все телодвижения местных и заезжих VIP, тоже не прошел мимо буддистского шоу, но хотя бы не стал «разоблачать». Нынешний номер журнала одет в черную обложку с красной рамочкой и золотистой «ленточкой» через угол – этакий «траур с претензией». Про анонсированные на ней «два удара по Омску» рассуждает новый почетный гражданин города, экс-директор ОНПЗ Виктор Рябов. Я не верю, что его усилия по возвращению самостоятельности заводам найдут отклик в столичных кабинетах и принесут какой-то результат, кроме, разве что, привлечения внимания общественности. Более того, я считаю стремление вернуть «нефтяные деньги» аналогом ломки наркомана, жаждущего новой дозы. Нужно забыть о них и жить другим. В конце концов, коллектив нефтезавода составляет очень малую часть населения области и города. Что же, остальные вообще ни на что не годятся?
Если человеку интересно, он делает – и добивается результата. В журнале «МС2», объединенном с «БК», короткое, но насыщенное интервью Марии Орловой с владельцем брю-бара Виктором Скуратовым. Оно выстроено как исповедь – журналист не демонстрирует знакомство с темой и эрудицию, а намеренно уходит в тень, показывая человека. Очень сильно и притом - уместно.
В «Вечернем Омске» накануне Всемирного дня борьбы с раком – другое интервью-исповедь. Молодая женщина Ольга откровенно и даже с юмором открывает свою историю преодоления болезни. Людмила Родина очень тактично ведет разговор, а собеседница искренне отвечает, как она проходила свою онкологическую тропу, решив выздороветь и выжить: «Я сразу заявила, что пришла поднимать процент выздоравливающих, поэтому уничтожим все нехорошее и возродим лучшее». Этот материал нужно прочитать каждой женщине (а потом сходить на УЗИ).
По части образов и эпитетов конкуренцию Владимиру Червонящему может составить Николай Звягинцев (или тот, чей это псевдоним). «Рейдерский захват» - самый тонкий заголовок для материала о том, сколько психотропных и наркотических средств за год изъято у преступных элементов. Аплодисменты автору (и УФСКН).
Столь же изящно название - «Белоствольные» всё понимают» - у новости в «Четверге» о том, что омскую березу будет перерабатывать китайские предприниматели. Правда, глядя на фотографию с чиновниками во главе с Сергеем Высоцким в белоснежных сорочках улыбающимися Ян Линю, поневоле задумываешься: не о них ли это? Но лучше не стоит задумываться, а то так домыслишь до анекдота «Да, мы, коммунисты, крепкой породы». Судя по всему, на неделе наибольшее впечатление на газетчиков произвели навалившиеся на Омскую область крещенские морозы. И хотя это погодное явление случается каждый год - и даже не таком «мягком» варианте, первую полосу украшает эпитет «Полюс холода», целый разворот отдан под рассказы о неотапливаемом транспорте, неубранном снеге, адресах травмпунктов для обмороженных, «аварийных» телефонах на случай «размороженных» труб и других катаклизмов. А вы что хотели?! Сибирь!
Жительница Больших Уков стала героем «Омской правды» за попадание в телевизор: она, соревнуясь с «высоко-технологичным» московским шеф-поваром, готовила на первом канале щуку по традиционному сибирскому рецепту. Закулисье ТВ Тамаре Шампуровой не понравилось: из-за ограниченного времени съемки жюри получило на дегустацию не ее щуку из чугунка, а другую, приготовленную кем-то заранее. Но благородный шеф, признанный победителем, отдал наградные настенные часы ей – «Тамара их заслужила больше».
Одно слово - телевидение. Какую картинку надо, ту и показывает. В прошлом году по всем омским телеканалам и газетам прошли отчеты про обыски у главы Саргатского района и изъятые у него боеприпасы. Ни дать, ни взять, арсенал бандитского подполья обнаружили. «Красный путь» попытался узнать, чем дело кончилось, и получил ответ из Следственного комитета: не в кабинете, а дома, не склад, а семьдесят патронов, и не преступник, а законопослушный гражданин: «Принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления».
Ответ, который потребовал официального запроса редакции и почти месяц подготовки, уместился на пяти строках и породил еще больше вопросов. Зачем ФСБ, УМВД и СК потребовалась эта шумиха вокруг VIP-охотников? И почему пресс-службы ведомств, обязанные отвечать на любые вопросы журналистов – заданные по телефону, при встрече, по факсу, мэйлу, телеграммой, да хоть на берестяной грамоте, - признают только один способ: через канцелярию, на бланке, с подписью главного редактора? Тянут время, как только могут, но хотят, чтобы их любили и считали профессионалами.
Каждый журналист может рассказать об этом кучу историй. Мне самой как-то в ФСБ отказались по телефону сообщить отчество зама начальника. Протестовать СМИ не решаются, в суд не идут, тем более что и суды предпочитают общаться с прессой похожим образом. Лучшим способом борьбы стал бы коллективный бойкот «продукции» таких пресс-служб, но кто ж откажется от пресс-релизов, пусть и гунявых.
Про редакционную кухню читателю знать неинтересно. Ему нужны разные - но интересные - материалы о разных событиях в разных газетах. А если со всех первых полос и экранов смотрит один и тот же Ла…, По… или На…, вполне достаточно одной газеты – телепрограммы.
Татьяна Ильина