Чтобы построить современный Сколково, было отменено 50 нормативно-правовых актов, в том числе законодательных. «Не понимаю, почему этого нельзя сделать на всей территории России», - заявил в Омске иркутский урбанист Алексей Козьмин.
В минувшее воскресенье в библиотеке им. А.С. Пушкина при содействии Public Speech и движения «Омск – город для людей» состоялась лекция-дискуссия, где помимо Алексея Козьмина приняли участие девелопер Виталий Королев, директор департамента информационной политики Ирина Загатова и архитектор Никита Шалмин. Модерировал дискуссию журналист Павел Акимов. Несмотря на холод, конференц-зал Пушкинки был заполнен омичами разных возрастных категорий. Как позднее отметили выступающие, в такой мороз пришли действительно заинтересованные граждане.
В разговоре о городских проблемах всплыла тема ветхого и аварийного жилья. Причинами его появления и методами борьбы с ним заинтересовались слушатели.
«Дом становится ветхим и аварийным по трем причинам: у него нет собственника, или собственник нерадивый, или собственник специально так делает. Так вот у нас 90 процентов ветхого жилья не имеет собственника. Потому что это многоквартирные дома, в которых приватизировались квартиры, а все остальное теперь ничье. Естественно, это превращается в аварийное и ветхое жилье. А теперь представьте себе, что мы вместо этого строим. Мы не создаем институт собственности, а строим такие же панельные дома дальше. В перспективе у нас лет через 20 этого ветхого аварийного жилья будет столько, что будем есть его не то что ложкой, а всем чем угодно», - объяснил Алексей.
Комфортную рациональную транспортную сеть Козьмин разобрал на примере опыта американских коллег.
«Самораспределение - это сеть, а магистраль - это конвейер. В Лос-Анджелесе разработали шестилетнюю программу, где начали убирать скоростные магистрали (либо поднимать на эстакады, либо опускать под землю) и восстанавливать мелкую сеть. Они отказались от берлинского стиля, в котором укрупняли микрорайоны, и перешли на нормальную квартальную систему», - рассказал урбанист.
В дискуссии выяснилось, что главное препятствие на пути к созданию удобного Омска - бюрократия.
«Наши санитарные и строительные нормы и правила не позволяют просто так брать и внедрять сертифицированные в Европе и в США технологии, которые на сегодняшний день передовые. Для того чтобы использовать новое технологическое решение или материал, нужно полтора года на его разрешение в России. Когда эти полтора года проходят, с учетом скорости технологических изменений материал устаревает. Чтобы построить Сколково по всем современным технологиям, например, отменили 50 нормативно-правовых актов, в том числе законодательных. Я не понимаю, почему этого нельзя сделать на территории России», - рассказал Козьмин.
Выяснилось, что существовали планы создания нескольких «центров города».
«Омск может быть полицентричным городом. Более того, я видел работу на эту тему. Работа делалась в рамках разработки генплана в 2007 году. Мне разработчики прислали текст этой работы, но, к сожалению, я не нашел его в составе документов вашего генплана», - сообщил Алексей.
В конце полуторачасовой дискуссии иркутский урбанист подвел емкий итог мероприятия.
«Я бы посоветовал начать с малого, потому что замахиваться на крупные мегапроекты, в которые вовлечено много участников и большие деньги, конечно, российская общественность не может. Делать небольшие проекты, которые касаются локальных общественных пространств, устройства дворов, клубов, в принципе, под силу людям», - посоветовал Козьмин.
Цикл лекций-дискуссий по городским вопросам продолжится в феврале.
Справка
Алексей Козьмин окончил Иркутскую государственную экономическую академию. До 1999 года возглавлял собственный бизнес по производству и распространению аудио- и видеопродукции. С 2000 по 2006 год – вице-президент группы компаний «Новая Реальность», с 2006-го – президент Фонда регионального развития Иркутской области.
С 2000 по 2008 гг. - депутат Законодательного Собрания Иркутской области.
С 26 февраля 2010 г. – генеральный директор Центра «Атом-инновации».
Мария Орлова