Одновременно с перестройкой в СССР зародилась идея создать средний военно-транспортный самолёт на замену старому Ан-12, поднимавшему до 20 тонн военных грузов. Уже в 1986 году в чертежах новый самолёт был готов. Модель была замечательной: самолёт мог с грунтовой полосы в 600 метров взлетать с грузом в 35 тонн. И всё бы хорошо, да страна-производитель развалилась в полёте. Став самостийными, киевские конструкторы не стали обращать внимания на требования ВВС и «улучшили» самолёт: он уже мог поднять 47 тонн. Но, во-первых, он сам стал тяжелее, а во-вторых, он переполз в другую «весовую категорию», где у России уже был Ил-76. Перед Россией встал вопрос: зачем нам украинский самолёт? Может, нам проще и дешевле модернизировать «Ильюшина»? Но тут в дело вмешалась политика. Нашим руководителям захотелось сохранить те немногие производственные и экономические скрепы, которые ещё остались между двумя братскими народами. Отвалили на это дело деньги, но у семи нянек что-то всё не ладилось. Испытательные полёты нового самолёта часто кончались крушением. В январе 2001 года такой самолёт прилетел в Омск, который был также участником этого проекта. Однако при попытке покинуть наш город на взлёте отказали два из четырёх запорожских двигателей, и самолёт рухнул в снег рядом со взлётно-посадочной полосой и развалился на две части. Но строить новую машину для испытаний было не на что. Обломки разбившегося самолёта собрали и за два миллиона долларов всё же слепили новый самолёт. Испытания были продолжены.

Несмотря на эти казусы, уже в декабре того же года два главкома ВВС подписали акт об успешном завершении испытаний. И это при том, что эксперты Главного штаба ВВС России писали в своём заключении: «Сравнительные оценки тяжёлого Ан-70 показывают, что по эффективности решения задач он уступает такому же Ил-76МФ в 1,8 раза, а по удельной эффективности - в 2,6 раза». Но чего не сделаешь ради дружбы народов?! Летом прошлого года Дмитрий Медведев повелел возводить завод по изготовлению Ан-70 на мощностях Казанского авиационного производственного объединения имени С. П. Горбунова. И выделил на это дело 12 миллиардов рублей. Всего Минобороны РФ заказало первоначально 70 таких машин (Украина - 3!). Украинцам вдобавок к дружбе и рабочим местам засветили большие деньги, ведь они за каждый самолёт запросили по 100 миллионов долларов. Но и они должны были кое-что нам предложить в качестве приплаты к падающим самолётам, например, газотранспортную систему. Мы им намекали, о чём может идти речь, однако Янукович, наш щирий друг, что-то зачастил в последнее время на Запад и никак наших намёков не понимает. Ну так вот, на днях наш посол в Киеве Зурабов официально заявил: катитесь вы, мол, со своими самолётами. Аннулировали мы, в общем, свой заказ на украинский лiтак. Если бы он хотя бы летал!