Чиновники в конце прошлого года начали наступление на рынок интернет-покупок россиян за рубежом, которые выбирают этот формат, привлечённые дешевизной и ассортиментом сопоставимых позиций по сравнению с отечественным рынком. Объём рынка дистанционных покупок за рубежом аналитики оценивают в более чем $3 миллиарда, и государство сделало ставку на снижение лимита беспошлинного ввоза товаров, апеллируя к зарубежному опыту.
Российская таможня с тех пор ничего не сообщала о каких-либо изменениях в отношении ввоза товаров для частных лиц, однако Fedex и DHL, крупные международные операторы, объявили об остановке доставки в РФ, ссылаясь на ужесточение процедур.
«С января 2014 года список документов для декларирования экспресс-грузов в адрес физических лиц увеличился и пополнился новыми требованиями. В сложившихся обстоятельствах объемы прибывающих экспресс-грузов значительно превышают количество грузов, выпускаемых в свободное обращение», - сообщила DHL в ответ на письменный запрос Рейтер.
DHL приостановит доставку частным лицам в РФ с 27 января.
«Работа с отправлениями для частных лиц Fedex временно приостановлена. Скорее всего, она возобновится, как только новые таможенные требования по оформлению для частных лиц будут опубликованы», - сообщил Рейтер оператор московского офиса Fedex.
UPS сообщил, что необходимость прохождения новых таможенных процедур «привела к существенным задержкам с доставкой для частных лиц в Россию».
«Компания в настоящий момент не может выполнить заявленные обязательства по сроку доставки таких посылок. Эти изменения не касаются доставки документов частным лицам и коммерческих посылок в адрес организаций, которые доставляются без задержек», - говорится в письменном ответе UPS на запрос Рейтер.
РЕПАТРИАЦИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ
Рейтер пока не удалось получить комментарий таможни, однако еще неделю назад одно из ее подразделений - Шереметьевская таможня сообщала на сайте, что никаких изменений в отношении ввоза посылок для частных лиц нет.
«Таможенные правила как таковые не изменились, подтверждение стоимости товара и подтверждение оплаты получателем были и раньше: таможенный инспектор всегда мог запросить информацию в случае возникновения у него каких-то сомнений (то есть, такие проверки осуществлялись выборочно). В настоящее время требование распространяется на все посылки», - пояснил Рейтер директор по маркетингу СПСР-Экспресс Алексей Жуков.
«Много противоречивой информации о новом порядке оформления, но официальной информации от таможни нет. Мы стараемся получить у клиентов максимум информации, в том числе просим у них скан паспорта», - сказал Максим Андрюхин, глава представительства сервиса Bay.ru, крупного посредника в покупках на Amazon и eBay для россиян.
В конце прошлого года власти решили охладить пыл российских покупателей, предложив снизить порог беспошлинного ввоза товаров в страну с нынешней 1000 евро. Некоторые чиновники предлагали перенять опыт у соседней Белоруссии, где такой порог составляет 150 евро.
Подобные ограничения на руку российским ритейлерам, рост оборотов которых затухает на фоне замедления экономики и потребительской активности. Глава крупнейшего продавца электроники в стране «М.Видео» Александр Тынкован говорил в конце прошлого года, что это пойдет на пользу его компании, а также позволит «увеличить объем внутреннего рынка в стране».
Крупнейшие торговые сети РФ сообщили о замедлении темпов роста в четвертом квартале 2013 года на фоне стремления людей покупать более дешевые товары. Исследователи службы «Ромир» выяснили, что россияне в предпраздничном декабре уменьшили повседневные траты на 5% в реальном выражении.
В четверг в интернете появилось письмо от имени Ассоциации экспресс-перевозчиков, куда входят DHL, Pony Express, СПСР-Экспресс, TNT, Fedex, о том, что члены ассоциации вынуждены прекратить импорт в Россию грузов, содержащих товары для личного пользования, из-за изменений порядка их оформления.
Телефон ассоциации в четверг целый день не отвечал.
Представители Pony Express и СПСР-Экспресс сообщили Рейтер, что это письмо «предназначалось для внутреннего пользования», «не согласовано со всеми членами ассоциации» и «содержит ошибки».
«СПСР работает в штатном режиме, не прекращает поставок клиентам», - сказал Жуков.
«Мы не ожидаем затруднений и относимся к этому как к рабочему моменту», - сказал гендиректор оператора Pony Express Георгий Аликошвили.
Ольга Сичкарь, Мария Киселёва