Через два часа после появления на сайте версии «Причастен ли Смородин к афере в Промсвязьбанке?» Алексей Смородин сам связался с редакцией и рассказал свою версию событий.
- Я никуда не скрывался - мы с семьей были в Италии, путешествовали по Тоскане, катались на лыжах в Альпах. Желающие могут взглянуть на фото в Инстаграме. Только приезжаю - а здесь такой скандал, голословные обвинения в СМИ... Я же надеялся, что в этой трудной ситуации журналисты меня, наоборот, поддержат, ведь для меня репутация - это всё! Сейчас я занимаюсь микрофинансированием - это очень тяжелый бизнес, очень важно, чтобы люди мне доверяли.
- Алексей, но согласитесь, что сложно поверить, будто руководитель банка не знал о таком крупном мошенничестве...
- Вы поймите, когда я руководил банком, через наше кредитное учреждение проходило огромное количество денег, объем привлеченных средств в тот период составлял два миллиарда, движение по корсчетам - 150-200 миллионов в день, остаток в кассе - 200-300 миллионов. Поэтому проконтролировать абсолютно всё самому было очень сложно.
- То есть вы даже ничего не подозревали?
- На самом деле, где-то в сентябре 2011-го меня предупреждали, что вокруг банка крутятся мошенники, о чем я, разумеется, сразу же доложил в службу безопасности. Однако ни фамилий, ни схем я, разумеется, не знал. Из головного же банка была одна установка – «Алексей, развивай бизнес». При этом все счета уже находились в Новосибирске.
- Но с крупными клиентами работают не простые клерки...
- Скажу так - из тех вкладчиков, кто сейчас проходит по делу, я никого не знаю, фамилии впервые узнал из прессы.
- Однако к некоторым вашим заместителям у правоохранительных органов возникли вопросы...
- Моих заместителей назначал головной офис, а не я. И я был против того, чтобы Суслова назначали моим заместителем. Я настаивал на кандидатуре Юрия Никитина. Суслова предложила нынешний управляющий банка в Омске Ольга Дубровина.
- Алексей, а что вы можете ответить тем наблюдателям, которые считают ваш образ жизни в тот период слишком роскошным для наемного менеджера? Скажем так, не каждый управляющий филиала покупает для жены богемное кафе и гламурный журнал... И откуда у вас разом «лишних» 12 миллионов, которые вы давали взаймы строителю Тарасову?
- Александру Тарасову я занимал деньги на дружеских отношениях на протяжении всего 2011 года, чтобы помочь его фирме выполнить контрактные обязательства по строительству завода. В феврале 2012 года долг был реструктуризирован и переоформлен в общую сумму. Возврат был произведен Тарасовым в декабре прошлого года и доход по этой сделке будет включен в мою налоговую декларацию за 2013 год.
А что касается покупок... Я купил «Пятое авеню» и «Стольник» за очень небольшие деньги. Их прежние владельцы - Мкртчян и Петров - находились в тот момент в сложном финансовом положении.
- Можете назвать суммы?
- Пожалуйста. 59% «Пятого авеню» я купил за 767 тысяч рублей. А 50% «Стольника» мне обошлись в 2 миллиона 250 тысяч рублей. Кстати, никакого ателье у меня никогда не было.
- Насчет дешевых покупок: синий «Порш», на котором вас можно видеть, - не самая дешевая машина.
- Ну не всем же ездить на черных внедорожниках! А «Порш», между прочим, я купил в кредит - уже два года рассчитываюсь за него и еще три платить. Да, некоторым мой образ жизни может показаться излишне ярким, но на самом деле я живу не роскошно, скорее, пытаюсь жить красиво. У меня нет недвижимости за рубежом, загородных домов, я живу в обычной квартире. Мои деньги даются мне тяжелым трудом. Репутация - это главное в моем бизнесе. Поэтому я всё честно рассказываю. Я никогда никого не обманывал, поэтому мне нечего скрывать.
Записали Наталья Николаева и Олег Ледянский