Обитатели разрушающихся квартир в селе Великорусское Калачинского района борются с плесенью на стенах и протечками с крыши с помощью молитв и икон. Приехавшим посмотреть на «ремонтопригодное» жилье чиновникам они предложили пожить у них некоторое время. (ФОТО)

В ходе вчерашней поездки властей в село Великорусское Калачинского района, где полупустые многоэтажные дома попали в программу капремонта, а не переселения, чиновники областного минстроя пытались убедить сельчан, что их в их домах можно жить еще долго. Несмотря на то, что жители трехэтажек по ул. Новая, 1 и 3 пытались объяснить, что жить с плесенью на стенах, без воды, канализации и с буржуйками вместо центрального отопления невозможно, начальник отдела реформирования ЖКХ регионального минстроя Александр Захарченко твердо стоял на своем и твердил одно и то же — дома ремонтопригодны.

В итоге 10 обитателей многострадальных домов (из 48 квартир сейчас заселены только 7, остальные брошенные или бесхозяйные, так как их жильцы поумирали, а наследники не вступили в наследство) демонстрировали чиновникам из города самодельные «биотуалеты» (ведра с ободками от унитазов), краны без воды, лампочки, перемещенные с потолков на стены, так как на потолке из-за постоянной протечки крыши электропроводка постоянно замыкает.

Более того, жильцы подготовились к приезду гостей и документально. Они показали представителю Минстроя заключение о признании жилого помещения непригодным для дальнейшего проживания, выданное еще в ноябре 2006 года. Тогда межведомственная комиссия, назначенная распоряжением главы Калачинского района, изучила техсостояние дома и пришла к выводу, что из-за трещин в фундаменте, перегородках, межэтажных железобетонных плитах, а также из-за протечки и отсутствия частей кровли, поражения полов и стен грибком, массового промерзания стен, отсыревания, почернения, заражения грибком, жить в этих домах нельзя. Физический износ дома составляет 72%.

Это заключение подписали районные чиновники, однако Александр Захарченко его не признал, сказав, что оно не легитимное, так как не хватает еще одного документа. На глаз чиновник определил, что изношенность несущих и ограждающих конструкций домов составляет не более 40%, потому его необходимо ремонтировать и цинично предложил оставшимся десяти жильцам провести собрание и выбрать способ управления домом, открыть счет и перечислять ежемесячно на него деньги на капремонт, чтобы потом этот дом ремонтировать.

- Расселения не будет, дом не стоит в реестре аварийных домов, потому он и не мог попасть в региональную программу расселения ветхого и аварийного жилья, которая действует до 2017 года и туда они уже не попадут, - заметил госслужащий. Также Захарченко, стоя в одной из квартир на третьем этаже, заметил, что в доме не так-то и холодно, а состояние его не такое уж и ужасное. Тогда жители спросили у чиновника, а не хотел бы он сам жить в такой квартире? - Я бы до такого состояния ее не доводил, - коротко ответил Александр Захарченко.

Даже на беглый взгляд остояние домов аховое, некоторые владельцы пустующих квартир вынуждены были переехать в дом на земле из-за отсутствия условий, так как воду необходимо таскать флягами на верхние этажи из ближайшей колонки, а газ подведен только в часть квартир и, вообще, это очень дорогое удовольствие, да и люди просто боялись находиться в домах, которые, по их словам, могут рухнуть в любой момент. С собой они унесли окна, двери, строительные материалы. Помогли им и воришки, которые выпиливают металлоконструкции и сдают их на металлолом.

- Я не знаю, как они еще стоят, наверное, нашими молитвами, бог не дает упасть, - говорит со слезами на глазах сельчанка Людмила Хасенова. Действительно, на обшарпанных стенах жильцов висят большие иконы и репродукции религиозной тематики, стоят они и на тумбочках у кроватей. Жильцы, младшему из которых 55 лет, а старшей пенсионерке - 90, уверены, что без божьей помощи им не обойтись, так как на власть рассчитывать не приходится.

Наталья Фролова

ФОТО: Ирина Губарева