Глава омского Минстроя уверен, что брошенные дома в Калачинском районе, попавшие в капремонт, изношены лишь на 40 процентов. Именно таков процент физического износа основных конструктивных элементов по документам, поэтому официально дома, из которых сбежали опасающиеся за свою жизнь жильцы, не являются аварийными.
БК55 получил официальный комментарий по факту попадания ряда брошенных жильцами домов в Калачинском районе в новую региональную программу капремонта. Напомним, что две трехэтажки, расположенные в селе Великорусское, где из 48 квартир жилыми сейчас являются только 7, региональный Минстрой включил в общую программу капремонта, хотя, как утверждают оставшиеся обитатели квартир, эти дома признаны аварийными. В итоге за 29 лет действия программы ремонт в них должен быть произведен 5 раз.
По документам в многоквартирных домах должна быть отремонтирована канализация и коммуникации горячего и холодного водоснабжения (сейчас люди носят воду в ведрах с колонки, а горячей там не было никогда), новый фасад, крыша и многое другое. Однако жильцы дома №3 по улице Новая заверяют, что их дом аварийный, и они бьются в течение нескольких лет с властями, пытаясь добиться переселения из домов, которые в любой момент могут рухнуть, ведь даже лестница в подъездах есть не везде. Кроме того, в домах нет и некоторых металлических конструкций, окон, дверей, а в некоторых квартирах уже и полов. Фотографии многоэтажки подтверждают эту информацию.
Как позже выяснилось, это не единственные дома с квартирами-призраками, которые включены в программу капремонта, вместо расселения. Причем, как выяснил БК55, отбор проводился довольно странно. Так, некоторые попавшие в программу дома просто не могут не являться аварийными даже в силу возраста. Удивительно, что в реестре аварийного жилья у чиновников почему-то не числятся дома, построенные даже в дореволюционное и довоенное время. Например, появившиеся в далеком 1917 году (ул. Успенского, д. 4, д. 14, ул. Учебная, д. 56) , в 1931 году (ул. Спартаковская, д. 18), 1932 году (ул. Учебная, д. 71), в 1934 году (ул. Физкультурная, д. 8) . А есть даже такие дома, которые были введены в эксплуатацию более 100 лет тому назад - ул. Спаратковская, д. 10 (1903 год постройки), ул. Полосухина, д. 91 и д. 92 (1904 и 1914 годы) или ул. Стальплощадка, д. 15А (1908 год).
В свою очередь министр строительства и жилищно-коммунального комплекса области Станислав Гребенщиков заявляет, что 24-квартирные панельные дома №1 и 3 по ул. Новая в Великорусском сельском поселении Калачинского района были введены в эксплуатацию в 1981 году и отвечают требованиям, по которым они были включены в программу.
Многоэтажки по документам на 1 января 2012 года не признаны аварийными и не числятся в реестре, а значит являются ремонтопригодными. «Процент физического износа основных конструктивных элементов (стены, перекрытия, фундаменты) указанных домов составляют 40%», говорится в письме. Именно такие данные, как заявляет Гребенщиков, его ведомством были взяты из сведений от администрации муниципального образования.
Получается, что на деле предоставленные документы из районов никто не проверял. Да и вообще в принципе как таковой проверки не велось, чиновники даже не пытались узнать, какие дома реально нуждаются в капремонте, а какие в сносе и переселении жильцов. Как удалось выяснить корреспонденту БК55, между ведомствами и структурами шло просто некое согласование списка многоквартирных домов, чтобы включить их в программу капремонта на ближайшие 29 лет (программа капремонта в многоквартирных жилых домах действует с 2014-2043 гг.). Документ разрабатывался ведомством Гребенщикова в течение длительного времени, а оказалось, что специалисты просто взяли справки о вводе жилья в эксплуатацию и исключили из них аварийное жилье, включенное в реестр до 1 января 2012 года.
Нельзя не отметить, что Станислав Гребенщиков является высококлассным специалистом в сфере жилищно-коммунального комплекса, поэтому подобные ошибки кажутся ужасающе грубыми и наводят на определенные размышления. А ведь подписывал перечень домов, вошедших в программу, именно он. Более того, этот документ был дан на подпись 30 декабря 2013 года и главе региона Виктору Назарову, который тоже, скорее всего, понадеялся на добросовестность подчиненных, получающих неплохую чиновничью зарплату.
Возможно, в ближайшее время работники областной структуры вплотную займутся проверкой сведений, полученных из районов. Не исключено, что некоторые дома будут выведены из программы по причине того, что на деле они, говоря чиновничьим языком, неремонтнопригодны. Только тогда возникает вопрос — куда их теперь девать и как скоро они попадут в нужную программу — по расселению из аварийного и ветхого жилья. За всеми этими бюрократическими проволочками ценное время может быть упущено, а дома рухнуть.
Наталья Фролова