В итоге чтобы узнать, где можно пройти УЗИ или удалить больной зуб, омичи вынуждены будут обзванивать все клиники подряд. Под запрет также попали все лекарственные препараты, отпускаемые по рецепту.
Очередной новогодний подарок от депутатов Госдумы жителям Росси. В связи с изменением Закона «О Рекламе», вступающем в силу 1 января 2014 года, реклама любых медицинских услуг в средствах массовой информации будет запрещена.
Теперь можно рекламировать лишь сами клиники, указывая, как вариант, профиль их деятельности. Например, в клинике «Костолом» есть следующие отделения (список отделений), включая отделение хирургии, а прием ведут следующие специалисты (фамилии специалистов с указанием профиля). Указывать конкретные медицинские услуги, включая диагностику (например, УЗИ, МРТ и т.д), реабилитацию (например, массаж), а также профилактику (например, солевые пещеры, ингалятории, грязевые ванны), категорически нельзя.
Таким образом, для того чтобы пройти УЗИ щитовидной железы, удалить гнилой зуб или прервать нежелательную беременность, пациентам нужно будет обзванивать все клиники и уточнять, оказывается ли там подобная услуга. Подобные нововведения, поднявшие на уши не только издателей и руководителей электронных СМИ, но и владельцев аптек и частных клиник, пациенты по достоинству оценят уже в начале следующего года.
Как отмечают эксперты, тотальный запрет стал возможен из-за недобросовестности депутатов Госдумы, принявших закон с очевидными ляпами. Так, в пункте 7 и пункте 8 ст. 24 ФЗ «О рекламе» обнаружены явные противоречия. Получается, что пункт 7 де-факто и де-юре разрешает рекламу медуслуг, четко оговаривая требования к размещению в части наличия предупреждающих надписей, а пункт 8 (на который в некоторых регионах уже ссылаются сотрудники ФАС, предупреждающие о недопустимости рекламы) фактически запрещает рекламу.
Из-за того, что к закону пока нет комментариев, в толковании нововведений расходятся даже юристы. Например, часть экспертов известного портала pravoved.ru считает, что с принятием поправок ничего кардинально не изменилось и запрет касается лишь лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам, а вот известный юрист Николай Карташов считает, что по новому закону реклама всех медицинских услуг, включая и стоматологические, в СМИ, в том числе на радио и по ТВ, запрещена.
Отметим, что в омском региональном управлении ФАС России ситуацию пока никак не комментируют, более того, на сайте ведомства нет никакой официальной информации о законе, вступающем в силу уже с 1 января 2014 года. А между тем, по неофициальной информации, в ряде омских изданий вынуждены были отказаться от уже оплаченной рекламы медицинских клиник, дабы не подвергнуться репрессиям со стороны УФАС. Проводят внеплановую «зачистку» и рекламные агентства, на баннерах которых рекламировались медучреждения и медицинские препараты.
Правда, как отмечают источники БК55, не все издатели знают о запрете, и потому в первых номерах газет и журналов, выходящих в новом 2014 году, будет по-прежнему присутствовать реклама медпрепаратов и клиник, в связи с чем в Омске ожидается целая серия громких дел, возникающих из-за претензий бдительных антимонопольщиков, которые не всегда предупреждают участников рынка о запретах, но добросовестно констатируют нарушения.
Таким образом, после вступления закона в силу в выигрыше останутся лишь клиники, успевшие «раскрутиться» до конца текущего года. Новым участникам рынка заявить о себе пациентам в таких условиях будет чрезвычайно сложно.
Максим Фадеев