Как во времена войн губернатора Леонида Полежаева и мэра Валерия Рощупкина, главам крупных городов снова грозят утратой самостоятельности и полномочий.

Мэр Омска Вячеслав Двораковский, в начале своего срока пытавшийся получить от центра больше полномочий в частности в финансовой сфере, может потерять и те, что есть сейчас.
 
Прокремлевские эксперты заявили газете "Ведомости" о вероятности проведения реформы муниципалитетов, благодаря которой власти крупных городов и муниципальных районов могут утратить самостоятельность и полномочия, которые распределят между регионами и нижестоящими муниципалитетами. Это на форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ) сопредседатель центрального штаба Ольга Тимофеева предложила Владимиру Путину, попросив "подумать" о том, чтобы опустить местное самоуправление на уровень районов. Президент не ответил, однако несколько источников в ОНФ подтвердили, что действительно обсуждается реформа местного самоуправления, по которой мэры мегаполисов утратят самостоятельность и полномочия.


Несколько близких к Кремлю экспертов заявили  о необходимости реформы. «В стране вокруг системы местного самоуправления сложилась особая ситуация. По сути, у нас государственная власть заканчивается на уровне субъектов Федерации, а все остальное дальше — это необъятное поле местного самоуправления, которое при этом как бы обособлено от нее. Но люди-то от этого страдать не должны, они вправе на своей территории получать полный пакет услуг: и те, которые предоставляет государственная власть, и те, которые предоставляет власть местная», — заявил директор Международной ассамблеи столиц и крупных городов Владимир Селиванов. Он ссылается на опыт европейских городов, где избранный мэр города, глава муниципалитета автоматически становится частью государственного механизма. Он выступает сразу в двух ипостасях: и как глава местного самоуправления, и как представитель государственной власти на данной территории.

«Такая модель, в частности, действует во Франции. У нас же и вертикаль государственной власти до местного уровня не доходит, а местное самоуправление по большей части не настолько финансово обеспечено, чтобы решать вопросы на местах. В результате люди недовольны», — утверждает эксперт.

Речь идет об изменении 131-й статьи закона о местном самоуправлении.

Президент Конгресса муниципальных образований Степан Киричук рассказал, что хотя местное самоуправление и носит общественный характер, является институтом гражданского общества, способом самоорганизации населения, но, с другой стороны, оно признается низовым уровнем публичной власти. В России местное самоуправление реализует собственные конституционные функции и задачи, при этом его органы не входят в систему органов государственной власти. Он считает, что современная практика такова, что органы местного самоуправления одновременно решают местные вопросы жителей и являются низовым звеном системы государственной власти в случае реализации государственных полномочий. Поэтому прозвучавшие на форуме предложения имеют право на жизнь, считает эксперт.

В беседе с журналистами и президент Союза городов Центра и Северо-Запада России, мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев положительно отозвался о реформе. Он также сослался на зарубежный опыт и пояснил, что для России будет полезным, если избранный населением мэр города или глава района одновременно решает местные вопросы жителей и является низовым звеном системы государственной власти.

Любопытно, что примерно в это же время, как сообщал БК55, мэр соседнего с Омском Екатеринбурга - Евгений Ройзман, напротив, предлагает решить проблемы областных центров повышением их статуса до уровня субъектов федерации.

Более десяти лет назад в Омске в пылу противостояния между уровнями власти губернатор Леонид Полежаев уже вбрасывал идеи встраивания местного самоуправления в структуру госвласти, то есть подчинения мэрии себе. Сторонники местного самоуправления также, как сейчас его противники, ссылались на европейский опыт.

Никита Летов