«Я вам фельдфебеля в Вольтеры дам!» - эти слова А. Грибоедова вспомнились интеллигенцией Омска, когда Вы назначили министром культуры В. Лапухина. Полежаевский кадр, превративший Омскую драму в живой труп, активно продолжает это «трупное» дело с культурой Омской области. За 20 лет в Омске, извините, объелись полежаевскими «фельдфебелями» в культуре, искусстве.
Система, кадры которой в течение долгих лет подбирались по принципу холуйства, раболепия, тотального антипрофессионализма, корпоративности, жестко противостоит попыткам нарушить ее персональный статус-кво. Управленцы в культуре, искусстве намертво засели в окопах, карточные марионетки В. Лапухина: И. Шеин, Е. Мамонтова, М. Бывалин, А. Ремизов, В. Евстратенко, оставленные на должностях Б. Ротберг, Д. Васильев – все это показывает, что В. Лапухин как министр культуры - это больше чем ошибка, это фарс.
«Вечно живые» Лапухин, Ремизов, Шеин, Мамонтова, Бывалин, Ротберг, Евстратенко, Васильев – это будущее области? Это стратегия деградации, бездуховности, это план отката. Садиться за стол переговоров с этими людьми по вопросам искусства – то же самое, что садиться с шулерами играть в карты или попытаться выиграть у наперсточника.
Господин губернатор, остановите преступников, воров, мошенников в чиновничьих и директорских мантиях! Они годами крадут у омичей возможность видеть и слышать высокое искусство силами творческих коллективов Омской области.
Это разве не преступление, не воровство, не мошенничество, что Лапухин, Ротберг, Бывалин, Евстратенко опустили до плинтуса некогда известные, даже знаменитые в СССР, России, Европе омские творческие коллективы: драму, народный хор, симфонический оркестр, музыкальный театр, камерный оркестр, другие творческие коллективы?! В этих коллективах большинство составляют хорошие актеры, артисты, но при отвратительном административном, творческом руководстве невозможно быть на высоком профессиональном уровне. Коллективы теряют всю свою привлекательность даже для омичей, не говоря о России, Европе.
Конечно, мне было бы проще и приятнее говорить о Бетховене, Шостаковиче, Моцарте… Но после всего отрицательного в управлении культурой, творческими коллективами, то, до чего их довели нынешние менеджеры, я не могу говорить высокими словами о них, извиняюсь перед омичами за жесткую, на грани фола тональность моих слов.
Я уже писал, что в России три чуда: дураки, дороги и чиновники от культуры. Лапухин, Ротберг, Бывалин, Евстратенко – это «крыловский квартет», это шайка-лейка, добивающая остатки культуры, искусства в Омской области.
Омичи, вспомните, что у нас уже МНОГО ЛЕТ НЕТ НИЧЕГО, на что бы мы стояли в очередях за билетами в наши коллективы, чтобы мы что-то обсуждали, как творческо-профессиональное событие в городе: «академическую» драму, антимузыкальный театр, «академический» симфонический оркестр, полународно-самодеятельный омский хор, филармоническо-самодеятельный духовой оркестр, студенческо-филармонический камерный оркестр! НИЧЕГО нет!
Господин губернатор, где результат? На вышеперечисленные коллективы выделяется не менее полумиллиарда рублей бюджетных денег!
Где высокое профессиональное творческое качество ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ в виде спектаклей, концертов для населения Омской области? Если это не коррупция, если это не ярко выраженное нецелевое использование огромных бюджетных денег, то что это?
Господин губернатор, пусть фискальные органы проверят финансовую состоятельность «квартета», их команд – Вы будете в шоке от огромного богатства, нажитого на специфическом перераспределении бюджетных и иных денег! Проверьте и обнародуйте их совокупные зарплаты, составляющие, как говорят, в месяц от 200 000 до 500 000 рублей!
А тут «какая-то» В. Соколова «возникла» на некоего господина в обличье чиновника Омска «от культуры», лишая его, как, не стесняясь, говорят многие, откатных денег от столичных «бандитов».
В. Соколова – это жертва «ошметков полежаевского режима». Казахский пришелец не простил В. Соколовой того, что она не позволила уничтожить ТЮЗ. В. Соколова не разрешила команде московских «бандитов» захватить территорию и здание ТЮЗа. Разве это прощается в «бандитских», извините, чиновничьих кругах – шайках? На месте В. Соколовой мог оказаться любой, кто помешает делить «бабло»!
ВСЕ мы рвемся на концерты, спектакли, фестивали приезжих гастролеров, чтобы увидеть, услышать живое искусство из других городов, регионов, стран! ВСЕ омское почти задушено «крыловско-полежаевским квартетом»: лапухин-ротберг-бывалин-евстратенко. Наши творческие коллективы не выдерживают никакой конкуренции как с Екатеринбургом, Новосибирском, так и почти со всеми регионами России, не говоря уже о Москве и Питере. При продаже яблок на рынке и билетов в театры, на концерты действуют одни и те же законы качества: если у тебя хорошие яблоки, то их покупают, если гнилые – их покупают у соседа. Точно так же со специфическим товаром творческих коллективов.
Еще раз скажу, что нет никаких претензий к тем, кто выходит на сцену (актеры, артисты, вокалисты, танцоры), они заложники, крепостные самой ужасной в России министерско-директорской похоронной команды омских областных чиновников от культуры. Как руководят (административно, творчески), так и играют, поют, пляшут.
Все помнят, как недавно питерцы сообща отстояли главное: самостоятельность консерватории, Вагановки, Зубовского института, Мариинского театра от слияния по бездарному рецепту министра культуры России В. Мединского. В Омске ожидается нечто страшное: объединение нескольких учреждений культуры, искусства в одно целое. Это называется оптимизацией финансов, руководства. В Омске этого допускать категорически нельзя! Где эти тайные планы, сочиненные министром и его бездарной командой?
Господин губернатор, Вам эти планы уже положили на рабочий стол? Омичи, как вы понимаете, руководить этими конгломератами, не просчитанными профессионалами, будут те же члены «квартета». Это будет реальная профессиональная, творческая смерть омского высокого искусства. В. Соколова была категорически против такого рода «оптимизаций», и это еще одна причина ее увольнения.
«Ошметки полежаевского режима» даже не сказали В. Соколовой о творчестве, профессионализме, режиссуре, драматургии, финансах ТЮЗа – а именно это главное в работе директора ТЮЗа! Зачем? В. Соколова никак не вписывается в дележку бюджетного и иного «бабла» (извините) «квартетчиками», значит, без объяснений ее выгнать!
Только работники культуры единственный раз за все время правления бездарного, удушающего правления Полежаева в 1996 году вышли к областной администрации с требованием отставки полежаевского режима. Омский хор пел песни, студенты музучилища в виолончельном футляре «хоронили» полежаевский режим! Не пора ли выходить на аналогичный митинг с требованием немедленной отставки «квартета» и всех членов их административных и творческих команд?
Я – за митинг у областной администрации!
И еще немного о частностях. Позволю себе прокомментировать в резкой форме (извините меня за это) одного из «квартета»: возвращения В. Евстратенко в кресло директора Омской филармонии.
На мой взгляд, это аналогично возвращению педофила после отсидки на прежнюю преподавательскую работу в ту же школу. Это бег назад 66-летнего пенсионера, не способного ни к какой профессиональной, а тем более интеллектуальной деятельности.
Я читал страшноватый акт (назовем его так) от февраля 2009 года, который предъявили В. Евстратенко фискальные органы Омской области – там огромный букет нарушений законодательства, видна прямая дорога к долгому знакомству В. Евстратенко и его зама с несколькими статьями УК РФ.
Среди людей, работающих в сфере культуры Омска, тогда ходили слухи, якобы «нашкодивший» чиновник для того, чтобы дело не было передано в прокуратуру, вернул в «кассу» около 26 млн. руб. Красный путь, 1 решил прикрыть это дело. Говоря на сленге, его уволили «свои», как беспредельщика, нарушавшего «понятия» полежаевского корпоратива.
У В. Евстратенко в годы работы директором филармонии открывались уголовные дела, были ежегодные финансовые нарушения, зафиксированные в документах, он почти 10 лет фактически недоплачивал артистам до 30 процентов из ФОТа.
В конце 2009 года он уехал в Ярославль руководить - достраивать концертный зал к 1000-летию города. Через год его попросили и оттуда за грубейшие нарушения, зал долго достраивали, юбилей проводили в другом месте. Вы можете по официальным каналам узнать, что и как исполнял «гастролер» В. Евстратенко в Ярославле, там тоже есть неразделенная страсть к УК РФ.
В конце сентября 2012 г. я был в Екатеринбурге на всероссийском совещании по филармонической работе, и когда пришла новость «про Васю», то была немая сцена из «Ревизора», шок для присутствующих из многих городов России директоров филармоний, издателей газет, других профессионалов. Ко мне был один вопрос: что в Омске происходит, почему такая фантасмагория с кадрами в культуре, такого нет нигде в России! Из филармонии сразу уволились несколько человек, в том числе уникальный маркетолог. Началось массовое назначение бывших членов команды В. Евстратенко, которые довели к 2009 году Омскую филармонию, ее творческие коллективы до плачевного состояния. Подробнее про ситуацию в филармонии, про остальных «квартетчиков» позже.
Евгений Шестаков, Заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель и главный дирижер Омского академического симфонического оркестра в 1992-2004 гг.