В 2025-м году победил «зуммер».
Напомним, что в декабре традиционно подводятся в том числе лингвистические итоги года. Так портал «Грамота.ру» и книжная сеть «Читай-город» подвели итоги ежегодной акции «Слово года» — проводимой с целью выявления наиболее актуальных, значимых и популярных слов и выражений, выявив расхождения в оценках профессионального сообщества и широкой аудитории.
Согласно данным, опубликованным 25 декабря, экспертное сообщество в составе 469 филологов определило победителем слово «зумер», получившее 42% голосов и обойдя таких конкурентов, как «выгорание» (38%), «ред-флаг» (37%) и «промпт» (36%). Голосование проводилось среди специалистов трех возрастных категорий.
Параллельно итоги народного голосования, проходившего на площадке «Читай-города» с апреля по декабрь, показали иной результат. С значительным отрывом (36%) победу одержало слово «тревожность». Данный выбор интерпретируется аналитиками как индикатор повышенного внимания общества к вопросам ментального здоровья и психологического климата.
О том, по каким критериям филологии выбирают главные слова уходящего года, рассказал Сергей Демченков, заведующий кафедрой русского языка, литературы и документных коммуникаций Омского государственного университета.
Как отметил Сергей Демченков, в периоды глобальных кризисов выбор часто предопределён внешними обстоятельствами, как это было со словами «ковид» и «пандемия» в 2020 году. Однако в более стабильные периоды, подобные нынешнему, процесс отбора становится сложнее и основан на чётких критериях.
«В отсутствие доминирующего кризиса, мы руководствуемся двумя ключевыми факторами, — пояснил Демченков. — Во-первых, слово должно войти в широкий обиход, будь то новое понятие или существующее, но получившее новую актуальность. Во-вторых, всплеск его употребления должен отражать значимые социальные тренды».
Профессор также указал на существование в России нескольких авторитетных групп, проводящих такую оценку, каждая со своей методикой. Институт русского языка им. А. С. Пушкина фокусируется на словах, связанных с наиболее резонансными общественными темами. В то же время портал «Грамота.ру» делает акцент на неологизмах и словах, развивающих новые значения.
«Именно разницей в подходах объясняется, почему «нейросеть» или «победа» могут отсутствовать в одном списке, а «брейнрот» или «ред-флаг» — в другом. Это не ошибка, а следствие разных исследовательских задач», — подчеркнул Демченков.
Эксперт прокомментировал и традиционную критику в адрес выборов «Грамоты.ру», когда пользователи заявляют, что не знакомы с победившими словами.
«Цель акции — не выбрать самый популярный термин, а зафиксировать живую связь между языком и обществом, — резюмировал Сергей Демченков. — Слово года является маркером специфических, но важных процессов, происходящих в социуме. Это скорее аналитический инструмент, а не народное голосование».






