Народный артист России готовится к своему юбилею.
18 декабря ведущему актёру Омского государственного академического театра драмы, народному артисту России, заслуженному деятелю культуры Омской области, обладателю премии «Легенда омской сцены» Михаилу Александровичу Окуневу исполнится 65 лет. Омским театралам он известен по спектаклям «Женщина в песках» (роль Мужчины), «Бег» (Хлудов), «Король умирает» (Беранже Первый), «Вишнёвый сад» (Лопахин), «Отец» (Ротмистр), «Мой дедушка был вишней» (Дедушка Оттавиано), «Амадей» (Сальери), «Месяц в деревне» (Ракитин), «С вечера до полудня» (Жарков). В преддверии юбилея артист дал интервью редактору Омской драмы Наталье Елизаровой.

— Расскажите, как и когда вы оказались в Омской драме?
— Как это обычно бывает — по приглашению. Это был 1989 год. В это время поменялись руководители театра: директором был назначен Мездрич Борис Михайлович, а главным режиссером — Кокорин Вячеслав Всеволодович. Надо сказать, что Омский драматический театр с давних пор славился прекрасной труппой, и 90-е годы не были исключением. Борис Каширин, Юрий Ицков, Валерий Алексеев, Сергей Лысов, Валерия Прокоп, Надежда Надеждина, Наталья и Моисей Василиади — это далеко не полный список поистине мастеров сцены и работать нам, недавним студентам, в такой компании было не просто везением, а настоящим профессиональным счастьем. И какая замечательная была молодежь театра! Дима Лебедев, Женя Казаков, Надя Живодерова, Сергей Тимофеев, Сергей Волков, Марина Кройтор, Николай Ханжаров… Это был состав, которому мог позавидовать любой российский театр того времени.
— Начало 90-х — время непростое, неспокойное. Это повлияло на театральную жизнь?
— Надо сказать, это было время перемен не только для театра, но и для государства. В начале 90-х распался Советский Союз, стали открываться границы, а вместе с тем появились культурные обмены и возможность ездить театрам на зарубежные фестивали и гастроли, приглашать к сотрудничеству иностранных режиссеров и художников. Этим с большим энтузиазмом воспользовался директор театра Б. М. Мездрич, Омская драма с его подачи поехала за рубеж: в Польшу, Германию, Францию, Швецию, Коста-Рику, Америку, Японию и т. д. А омский зритель получил возможность видеть спектакли иностранных режиссеров и художников. В общем, для театра это было время активных поисков, методов работы в новых условиях и, прежде всего, творческих поисков.

— На протяжении многих лет Омский театр принято считать одним из успешных театров России. Практически каждый вечер зрительский зал переполнен. В чём секрет такого внимания зрителя к театру?
— В этом и заключается работа театра — создавать спектакли, которые были бы интересны публике, умело организовывать внимание в зрительном зале. И если сегодня непросто достать билеты на спектакль, значит, театр просто хорошо выполняет свою работу. Сейчас в репертуаре театра более 30 различных названий. Это удивительно, что в одном и том же театре с одними и теми же актерами возникали и возникают такие разные по стилю и содержанию спектакли. Ну, например, «Лекарь поневоле» режиссёра Геннадия Тростянецкого и, допустим, «Московские кухни» Вячеслава Кокорина, «Дачники» Евгения Марчелли и «Женщина в песках» Владимира Петрова, «Про елку у Ивановых» Михаила Левитина и «Лягушки» Льва Стукалова. Все эти спектакли стали событием в театральном мире. Вообще с режиссерами нашему театру всегда везло. Кроме уже перечисленных, здесь в разное время работали Артур Хайкин, Михаил Бычков, Анджей Бубень, и сегодня мы имеем возможность видеть спектакли известных современных режиссеров: Галины Зальцман, Бориса Павловича, Дмитрия Егорова, Павла Зобнина, Филиппа Гуревича, Романа Габрия, Алексея Крикливого, Арины Гулимовой. Это, без преувеличения, цвет современного российского театра и, безусловно, его история. Спасибо нынешнему руководству: Георгию Цхвираве и Виктору Лапухину за приглашение этих художников театрального искусства и за возможность актеров работать с ними.

— Кого из театральных педагогов вы вспоминаете с благодарностью?
— О нашем учителе Вячеславе Всеволодовиче Кокорине можно говорить часами, днями и ночами, неделями и все равно этого будет мало. Это совершенно незаурядная личность. Это высочайший профессионализм режиссуры. Это редкий дар педагога. Ученики его работают по сей день и в России, и за рубежом. Для многих из них, можно с уверенностью сказать, встреча с Вячеславом Всеволодовичем поменяла мировоззрение и определила вектор жизненного пути и в профессиональном и в человеческом отношении. Омичи постарше наверняка помнят спектакли Вячеслава Всеволодовича: «Гарольд и Мод», «Московские кухни», «Король умирает», «Утиную охоту». Все эти спектакли долгое время интересовали омского зрителя.

— Возникали ли у вас когда-нибудь мысли уйти из Омской драмы?
— Конечно, за более чем 30 лет работы в Омской драме случалось всякое, и бывали времена, когда приходила мысль поменять театр, но всегда перевешивало желание работать именно в этом коллективе. Театр — это, безусловно, коллективное творчество. Нет никаких актеров без режиссеров и режиссеров без актеров. Нет спектаклей без художественного или музыкального оформления, а также звукового или светового сопровождения. Сотни людей работают для того, чтобы у зрителя была возможность прийти вечером в театр, посмотреть спектакль. И впечатление этого действа зависит от каждого, кто работает в театре, даже если он никогда не выходит на сцену. От их профессионализма и умения работать коллективно (что очень важно) создается особая, творческая атмосфера. Без нее никуда… Работать в театре, где это понимают и ценят — одно удовольствие.
Беседу вела Наталья Елизарова





