Сегодня, 26 ноября, состоялась пресс-конференция с участием заместителя министра Минздрава Омской области Ольги Богдановой, педиатра-инфекциониста и профессора Омской медакадемии Юрия Белана и заведующего отделением анестезиологии-реанимации БУЗОО «Областная детская клиническая больница» Петра Самбрата. Втроем они решили дать официальный комментарий по поводу сообщения, опубликованного вчера на сайте омского Росздравнадзора.
В сообщении говорится о результатах проверки качества медпомощи, которую врачи Одесской ЦРБ оказали 3-летней Арине Остроушко, заболевшей менингитом. В смерти маленькой девочки Росздравнадзор буквально обвиняет врачей, заявляя, что девочка могла бы жить, если бы медики взяли необходимые анализы (их список приводится) и действовали своевременно.
«Любая экспертиза — это субъективное мнение, - пояснила Ольга Богданова. - Медицина — не математика. Основное, на что мы делаем упор, проводя служебные расследования, — это уровень подготовки специалистов, назначенных экспертами. Мы привлекаем только тех экспертов, в знаниях и практике которых не сомневаемся».
Экспертами, которых для проведения проверки назначил Минздрав, стали как раз Петр Самбрат и Юрий Белан. Ведомство до сих пор считает, что таких нарушений в действиях врачей, которые привели к смерти Арины, не было выявлено. Поэтому с актом проверки Росздравнадзора специалисты были в корне не согласны.
«Меня как специалиста некоторые заключения приводят в замешательство», - начал профессор Белан и по порядку раскритиковал указанные в акте Росздравнадзора нарушения.
«Не проведено УЗИ головного мозга. У 3-летнего ребенка УЗИ головного мозга провести нельзя, можно только у ребенка до года. И уже на основании этого положения я могу сказать, что человек, который давал заключение, не совсем корректно поступает в данной ситуации».
«Отсутствие данных об осмотре девочки врачом-неврологом и необходимых исследований - уровня хлоридов и глюкозы в спинномозговой жидкости, - читал дальше Белан. - Спинномозговая пункция пациентке проводилась, на основании ее был выставлен диагноз в первые 10 часов поступления, с ряда показателей этого исследования определяется и уровень глюкозы и хлоридов, но для данной пациентки он не играл никакой роли. «Уровня осмолярности крови...». Что они подразумевают под осмолярностью крови? Честно вам скажу, я как специалист не знаю. Бактериологическое исследование на кишечную группу также было проведено, у ребенка взяли анализ при поступлении, но дело в том, что анализ готовится в течение 3 дней, поэтому понятно, что он не сыграл роли при диагностике болезни».
В конце концов Ольга Богданова напомнила, что у участников конференции есть медицинское образование и практика, в случае комиссии Росздравнадзора, подписавшей акт, это сомнительно.
«Там три подписи чиновников, в том числе руководителя и начальника отдела, который также не имеет практики», - объяснила Богданова.
Петр Самбрат добавил, что девочка уже несколько дней болела гнойным менингитом, когда ее доставили в больницу в состоянии средней тяжести. Поэтому ее смерть была следствием особенностей течения болезни, свою роль сыграло и то, что у Арины были проблемы с иммунной системой. Ее организм просто не ответил на назначенное лечение.
«Ничего бы не повлияло на исход, - убеждена Ольга Богданова. - Причина не в том, что не сделано. В медицине много видов исследований. Ничего бы ни в какой клинике, ни один из методов, ни еще какой-то космический, ни в диагностике нам помочь не могли, ни в лечении. Единственным лечением в данном случае было своевременное назначение антибактериальных препаратов, и они были назначены в первые часы, причем антибиотики в достаточно адекватной дозе».
«Я смотрел все дозы, считал, потому что для ребенка мы антибиотики считаем от и до, на калькуляторе, - добавил Петр Самбрат. - Скажу вам честно, придраться не к чему. Ребенок получил то лечение, которое должен был получить, но организм не ответил».
Юрий Белан пояснил также, что возбудителем гнойного менингита, который диагностировали у Арины Остроушко, является гемофильная палочка, и болезни, которые она вызывает, являются проблемными не только для российских врачей, но и для медиков всего мира. В 30% случаев заболевания, вызванные гемофильной палочкой, влекут за собой смерть.
Таким образом, своего мнения Минздрав Омской области не изменил. Врачи действовали правильно, считает ведомство, но Арина Остроушко поступила в больницу слишком поздно — ее уже ничто не могло спасти.
Анна Давыдова