Главное успокоительное средство для населения - «Омская правда» - затеяла журналистское расследование. Однако вместо разоблачения тех, «кто пытается перевести куриные яйца в разряд деликатесов», читатель получил давно известные мантры о том, что в Омской области -самая дешёвая потребительская корзина. И хотя яйца подорожали, «динамика роста цен на этот вид продуктов питания значительно ниже, нежели в иных регионах Сибирского федерального округа». Не волнуйтесь, таким картонным слогом изъясняется не автор статьи Александр Васин. Это чиновник министерства сельского хозяйства, узнавший у птицеводов причину роста цен - прошлогодний неурожай. Интересно, из-за чего тогда на треть подорожал картофель нового урожая и подешевел репчатый лук? Представители торговых сетей называют причиной роста цен на продукты инфляционные издержки. В общем, взявшимся за яйца антимонопольщикам и правительству предстоит всерьёз наморщить мозги, чтоб увязать рост цен с минимальной инфляцией и дешёвой «корзиной».
Им не привыкать. Каждый выдаст своё объяснение, а пока народ будет в задумчивости чесать затылок, ещё что-нибудь подоспеет. Например, вырастут тарифы на транспорт. «Красный путь» давно с интересом наблюдает, как город и область, обмениваясь взаимоисключающими версиями и обещаниями, играют в «чиновничий бадминтон», призванный потянуть время и запутать население. Уже понятно, что проезд в муниципальном транспорте подорожает, но каждому причастному хочется остаться белым и пушистым защитником народа. Просит о повышении городской департамент - а цены утверждает областная РЭК, бюджет города утверждают Горсовет и мэр - а деньги между муниципалитетами делят Заксобрание и правительство. Вот и упражняются власти, перекидывая непопулярное решение, как будто в надежде, что «в полёте» его примет кто-то третий.
Такими же неожиданными и противоречивыми они предстают перед населением в дискуссиях о метро и трамвае: то сносить трамвай и строить метро, то заткнуть метро и строить трамвай, то ничего не строить, а дороги расширять, то свои строители, то чужие. Как в старом анекдоте про радугу, «и ведь на это у них деньги есть»!
Население озадаченно наблюдает за перемещениями маленького бюджетного шарика под властными напёрстками и постепенно приходит к мысли, что надо как-то самостоятельно обустраивать жизнь. Символом этого самообустройства стал так называемый «ЖХК-дизайн», великодушно одобренный муниципалитетом. В этом году мэрия и «Вечерний Омск» даже провели конкурс безбюджетного украшения дворов, фотографии с которого публикует газета. Слава труду, победители обошлись без распятых на пнях мягких игрушек и грибков из дырявых тазиков. Дворовое благоустройство не ограничивается поделками из пластиковых бутылок и раскрашенными фигурно вырезанными покрышками – во дворах сохраняют деревья и высаживают клумбы. И несмотря на некоторую несуразность и даже безвкусицу, эта искренность способна умилять и радовать.
По сравнению с ахроматическим аскетизмом фотографий «Вечерки» цветные развороты делового глянца являют праздник жизни. Но, пролистывая отчёт «МС2» о VIP-новобрачных и новорождённых года, начинаешь сомневаться в подлинности улыбок счастья. Постановочные свадебные снимки на природе и в интерьере, логотип семьи-фирмы за спиной молодожёнов, типа евростайл лилово-розовых подружек невесты, официальные фотографии чиновников, ставших отцами… Может, это и закон жанра, но жираф и пальма из покрышек выглядят реалистичнее.
Кстати, свежий номер «Бизнес-курса» подписал новый главный редактор - Сергей Сусликов, что ощущается по его мощному авторскому присутствию. Кроме очередной серии воспоминаний «Как они убивали манякинскую деревню», посвящённой слиянию бизнеса и полежаевской власти, его же перу принадлежит интервью с Сергеем Бабуриным - о событиях двадцатилетней давности, Сергее Николаевиче и его роли в отечественной истории, причинах, по которым тот «не стал омским Багапшом». Фан-клуб экс-депутата может вырезать и повесить на стенку.
На обложку вынесен анонс новой рубрики «Письмо губернатору» - о сносе базы отдыха «Куршавелька». Я не верю, что губернатор или вице-губернаторы не знают о властно-рэкетирском обращении с предпринимателями. Так что открытое письмо - не для них. Такое пишут, когда человек загнан в тупик - и он кричит, чтобы об этом хотя бы услышали другие. Письмо с шапкой «От кого: предприниматель Роман Калашников» подписано Джоном Пяткиным. В примечании сообщается, что это - «литературный псевдоним Сергея Сусликова». Впрочем, эту тайну и без того все знали.
Я уже не раз говорила (в том числе лично), что владельцу СМИ не стоит писать для него статьи, тем более - как редактору выпускать собственные материалы. Распределение ролей и функций в редакции придумано не только для удобства бухгалтерии, но и для повышения качества информационного продукта. Любой материал должен пройти через руки непредвзятого редактора. И хотя в «БК» есть шеф-редактор и выпускающий редактор, с материалами Сусликова это, очевидно, не получается. Поэтому и номер получился растрёпанно-перекошенным.
Говорят, что и «Ваш ОРЕОЛ» стал излишне персонализированным. По крайней мере, вынесение на первую полосу портрета Андрея Голушко и наречение его (или его присных) в статье о землях ЗАО «Овощевод» барином и мироедом позволяет злопыхателям говорить о пробежавшей между бизнесменами кошке.
Впрочем, я что-то отвлеклась от яично-картофельно-транспортных проблем и чиновников-путаников. Журналисты «ОРЕОЛА» их тоже заметили - и совсем в другом месте. Если кто забыл, в феврале в России пройдут Олимпийские игры. Самым счастливым городом станет Сочи, но и остальных решили приобщить к празднику и олимпийскому настроению - и подарили городам факельную эстафету. В Омске эта оказия запланирована на 9 декабря, но ГИБДД уже предупредила, что перекроет центр и часть магистралей, начиная с вечера 8 декабря. Простая дорожная схема Омска (вокзал - обком - нефтезавод) сулит городу небывалых размеров «пробку». Вариантов спасения немного: или власти отменят эстафету (а в неё вваливают больше трёх миллионов рублей), или объявят выходной, или трудящимся придется ночевать на работе. Как пишет газета, власти пообещали выходной, но потом передумали и переложили эту миссию на работодателей. Кажется, это первая функция, которую осваивают чиновники, - переложить ответственность на другого.
Рита Фомина - чиновник, который сам тянет свою лямку и не жалуется. Её слова «Коммерческие вести» вынесли на обложку: «Если я буду каждое утро плакаться губернатору, он скажет, зачем мне такой министр, и будет прав». Не очень публичного министра финансов области завлекли на «кухню» и с пристрастием допросили о бюджете. Это большое искусство - наговорить про «бюджет выживания» и «катастрофический бюджет» на целый разворот и не допустить ни одного грубого слова. Да ещё и объяснить, почему облигации - это хорошо, а банковские кредиты под грабительский процент - плохо. Жалко, не спросили про имя, а то корректоры и несведущие люди считают, что журналисты её называют Ритой из-за злокозненной фамильярности.
Очень важно - задать правильный вопрос. Но гораздо важнее - добиться ответа. Точного, конкретного, не расплывчатого и противоречивого. Что за радость - слушать и читать сбивчивые отговорки или враньё? Не может быть, чтобы им самим нравилось уворачиваться и кривить душой. А может, это второй главный навык для приходящего во власть…
Татьяна Ильина