Политолог Вадим Попов о введении новой системы избрания мэров региональных столиц.
Профильный комитет горсовета Омска согласовал проект решения об изменении порядка избрания мэра города. Теперь главу администрации будут выбирать из кандидатов, выдвинутых губернатором Омской области.
В июне текущего года вступил в силу федеральный закон № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Теперь городские уставы приводятся в соответствие с федеральным законодательством.
Политолог Вадим Попов вспомнил, как менялась система выборов мэров, и порассуждал о преимуществах нового подхода.
История вопроса
Раньше, когда мэров избирали жители, градоначальники зачастую находились в конфликтных отношениях с губернаторами, что приводило к затяжным внутриэлитным противостояниям и тормозило развитие муниципалитетов. Взять, к примеру, Омск, для которого долгое время были характерны такие проблемы, как дефицитный городской бюджет, кризис в транспортной сфере, когда автобусы могли не доехать с линии в автопарк из-за нехватки топлива или поломок, запущенное состояние областного центра. Причиной всему этому был затяжной конфликт мэра и губернатора: градоначальник критиковался за бездеятельность в решении городских проблем. Переход на конкурсную модель избрания главы Омска произошел 19 марта 2015 года, а избрание главы города на основе новой процедуры — 22 ноября 2017 года. Что произошло после избрания мэра по конкурсу? Увеличился городской бюджет. В 2018 году его доходы выросли до 18,5 млрд рублей против 15,8 млрд рублей в 2017 году и до 23,49 млрд рублей в 2021 году. Проведена транспортная реформа: введена безналичная оплата, установлены теплые остановки, осуществлено масштабное обновление транспортных парков. В городе начали активно строиться и сдаваться школы и детские сады. Омск принял участие в 7 национальных проектах, а объем их финансирования вырос почти вдвое с 2018 года. Для жителей важным изменением стало то, что город стал своевременно убираться от снега и мусора, были созданы новые общественные пространства, благоустроены дворы и парки. Эти факты наглядно говорят о том, что назначенный мэр тратил время на решение острых социально-экономических задач, а не на политические игры. Конструктивное взаимодействие губернатора с сити-менеджером обусловило увеличение регионального финансирования муниципалитета. А усиление губернаторского контроля за ситуацией в региональном центре позволило при необходимости быстро заменить некомпетентного руководителя муниципалитета с целью оптимизации работы системы городского хозяйства. Стоит также сказать, что актуальность и необходимость перехода от всеобщей модели избрания градоначальника к конкурсной обусловлены общефедеральным трендом. Сохранение старой выборной системы нецелесообразно и тормозит развитие областного центра. В нынешнее непростое время для России власть должна работать как единый механизм — слаженно, без конфликтов. А для этого нужна единая управленческая вертикаль.
Ситуация в Омске
Все мы помним, какие войны губернатора с мэром были при Полежаеве (экс-губернатор Омской области. — Прим. ред.). От этого страдал целый город, лишенный финансирования из регионального бюджета. Все изменилось, когда главу Омска стали выбирать с помощью конкурсной процедуры. По сути, градоначальник стал заместителем губернатора, членом его команды, встроенный в вертикаль власти. Если говорить об взаимоотношениях губернатора Виталия Хоценко и мэра Сергея Шелеста, то невооруженным глазом видно, что они работают в тесной связке, без конфликтов и противоречий, руководствуясь единым подходом по повышению качества жизни омичей.
Принципы новой системы
С 19 июня 2025 года в России вступил в силу новый закон о местном самоуправлении, который вводит новый способ избрания глав муниципалитетов. Логика его в том, чтобы встроить местное самоуправление в единую систему публичной власти, усиливая вертикаль. Нужно понимать, что ранее конкурсные комиссии часто становились площадкой для борьбы между губернаторами и местными элитами. Выбор кандидатов главой региона позволит усилить управляемость и сократить влияние местных элит.
Модель, когда на мэра заявлялся любой желающий, показала свою несостоятельность. Уровень управленческих компетенций большинства претендентов не соответствовал требованиям, которые федеральные и региональные власти ставят перед муниципальным руководителем. А раз так, то конкурсная комиссия зря тратила свое время. Губернатор отвечает перед президентом за весь регион, включая столицы субъектов. Соответственно, он должен лично отвечать и за предложенных кандидатов. В случае неэффективной работы мэра он может инициировать его отставку. Конечно, есть в этой модели и обратная сторона медали. Если раньше избранные мэры выступали своего рода громоотводами для губернаторов, принимая на себя общественные претензии и недовольства из-за проблем в городском хозяйстве, то низведение мэров областных центров до уровня зама губернатора перенаправляет людской гнев на самого губернатора. Вместе с тем сильного и опытного главу региона, который берет на себя полную ответственность за управление территорией, это не должно пугать.





