Казалось бы, при таком антирейтинге чиновника самый простой для губернатора способ снять народное недовольство по поводу ситуации с теми же ОДН - отправить Марченко в отставку. Ан нет, Виктор Назаров предпочитает, для того чтобы дать оценку действиям главы Региональной энергетической комиссии, создать другую комиссию, в которую, по словам общественника Лихачева, только что уборщицу не позвали, имея в виду, что все члены «строгой» комиссии были по рангу ниже Марченко.
Создается впечатление, что председатель РЭК, в принципе, не очень-то подконтролен губернатору. Виктор Иванович в «Губернаторском часе» на голубом глазу уверяет омичей, что ТГК-11 уже начала возвращать не по закону уплаченные суммы по ОДН, а РЭК снова обращается в Верховный Суд за «разъяснениями», мол, мы никак не можем понять, сколько денег нужно брать с омичей за ОДН, совсем без денег-то нельзя... Откуда такая смелость, временами смахивающая на наглость? Эксперты БК55 выдвигают несколько версий.
Версия первая. Как известно, Марченко - выходец из голушкинского «Горгаза» и прикрытием ему служит влиятельность владельца этой компании, которому РЭК по доброте душевной или по каким-то другим причинам помогала. Причем материально. Как сообщал БК55, прокурорская проверка в ТГК-11 выявила многомиллионные затраты на аренду газопроводов, принадлежащих «Акции», необоснованно включенные РЭК Омской области в расчет тарифов.
Однако не в пользу этой гипотезы говорит факт напряженных отношений Голушко и верхушки назаровского правительства - как утверждают многие собеседники БК55, пиарресурсы Старовойтова-Ткачука «мочат» сенатора именно с подачи известного охотника из облправительства, отрабатывая миллионные субсидии. Поэтому влияние Андрея Голушко на губернатора и его команду не стоит преувеличивать.
Версия вторая. Марченко «прикрывает» некая группировка силовиков, имеющая бизнес-интересы в Омской области. Самой публичной ее фигурой является также входящий туда директор завода имени Попова Иван Поляков. Многие наблюдатели отметили сентябрьскую телепередачу на «Омском телевизионном канале», контролируемом Поляковым, где Марченко выставлен рыцарем без страха и упрека, не покладая рук борющимся с жадными монополистами типа «Омскэнерго».
Кстати, по неподтвержденным данным, ставленником этой группы является и директор «Омскэлектро» Манвел Мажонц, якобы получивший нынешнее кресло после того, как силовики предъявили некий компромат тогдашнему и.о. мэра Татьяне Вижевитовой.
Любопытно, что некоторые эксперты не так давно отмечали возникшую связь между экс-губернатором Полежаевым и жаждущим губернаторского кресла Иваном Поляковым, сын же Леонида Константиновича, как известно, имеет отношение к омскому «Водоканалу», которому также не безразличны решения местной РЭК.
Версия третья. Марченко слишком много знает, поэтому так просто сдвинуть его с насиженного места не получится. Совсем недавно в СМИ была «слита» информация о протоколе по итогам переговоров между энергетиками и омскими чиновниками, в котором был скандальный пункт - в обмен на то, что местная власть «прощала» «Омскэнерго» незаконно заложенные в тариф суммы муниципальная компания «Омскэлектро» получала рассрочку по долгам. Источники БК55 сообщали, что подобный же рычаг использовали чиновники и для перетягивания в Омскую область ТГК-11. Информация о формировании тарифов, которой обладает РЭК, становится выгодным товаром для руководства области.
Версия четвертая. Принципиальный и порядочный человек на подобном кресле не может усидеть по определению. Там, где сталкивается столько интересов и решаются вопросы об очень больших деньгах, нужен человек «тертый», все понимающий и имеющий собственные небольшие «слабости», например, в виде частного газопровода.
Не будем совсем исключать и пятую версию, согласно которой Константин Марченко достаточно профессионален и запятнан, как минимум, гораздо меньше своих предшественников.
Ну а какая из этих версий больше похожа на правду – пусть каждый решает для себя сам. Хотя, скорее всего, как обычно, истина кроется где-то посередине.
В рубрике «Версия недели» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвященных лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.