Визит Дудкиной в Омск получился весьма продуктивным. Научный сотрудник Вологодского института развития образования кафедры истоковедения и культурологии три дня вела семинар для семидесяти учителей. «Если поначалу люди вникали в тему с некоторой опаской, то последнее занятие у нас выглядело так: звонок - а никто уходить не хочет, - говорит Дудкина. - В этом феномен и сила «Истоков». Наш курс рекомендован федеральным министерством просвещения и успешно используется в 60-ти регионах России».
- Марина Юрьевна, а откуда, собственно, пошли «Истоки»?
- Программа была создана в 1995 году профессором РАЕН Игорем Кузьминым на Вологодчине. За плечами у Кузьмина богатая жизненная история. Он занимался бизнесом, много изучал основы американского, европейского, японского менеджмента. Игорь Алексеевич осмыслил этот опыт. В «Истоках», допустим, много внимания уделяется работе в командах, зарождению у ребят первых лидерских качеств. Но основной упор Кузьмин сделал на особенных свойствах характера русского человека. Мы обычно не признаем идею личного обогащения, она по своей природе для нас является чуждой. Именно базовые качества, такие как доброта, честность, благородство, милосердие, в «Истоках» развиваются главным образом.
Сейчас наша основная задача - познакомить как можно большее количество учителей с программой. Мы много ездим по России. География путешествий - от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, от Ставрополя до Архангельска. В Омск с учебным семинаром я приехала уже во второй раз. Аудитория на занятиях растет. Приятно, что помощь оказали омские бизнесмены, активно подключилась общественная организация «Омское родительское собрание». С их стороны это по-настоящему государственный подход. Кузьмин рассуждает похожим образом. В условиях меняющегося мира общими усилиями мы должны помочь нашим детям обрести свое «я». Они должны в полной мере почувствовать, что живут в стране с великой историей, которая всегда проповедовала идеи добра.
- Вас наверняка упрекнут сторонники тезиса, что в России много конфессий, а в «Истоках» чаще говорят о православных традициях.
- Понимаете, за 18 лет преподавания этого курса не было ни одного конфликта на этой почве. Потому что мы пропагандируем общечеловеческие ценности, которые уважает любая религия. Ключевой момент в осмыслении курса «Истоков» заключается в самом понимании идеи образования. К сожалению, сейчас в России общеобразовательные школы дают ребятам некую сумму знаний. Часто этот процесс выглядит механически.
В свою очередь, «Истоки» дают представление ребенку о самом важном в жизни через активные формы обучения. Ребенка учат знать и почитать семейные традиции, историю государства как часть его самого. «Истоки» не провозглашают ценностные ориентиры, а формируют их. Любовь к родителям, к родному краю, Родине, честность, благородство, милосердие прорастает в ребенке через книгу, слово и образ. Конечно, преподавать «Истоки» должен учитель, обладающий не только знаниями, но прежде всего добротой, сердечностью. Безусловно, этот курс нельзя выучить и пересказать. «Истоки» основаны на сопереживании. Это - труд души, и преподавать их надо сердцем.
- В школе за любой предмет выставляют оценки. Ваш курс предполагает подобные критерии?
- Естественно, о двойках-тройках речь не идет. В этом смысле можно провести параллели с такими предметами, как музыка или ИЗО. Никто же не будет бичевать ребенка, если у него нет идеального слуха... У «Истоков», кроме того, мы видим широкую социальную перспективу, а это важнее отметок в журнале. Допустим, в Вологодской области, где учебный курс активно преподается, почти сошла на нет преступность среди несовершеннолетних. Программа заметно улучшила общую социальную картину в регионе, потому что процесс обучения обычно проходит совместно с родителями.
- Как выглядит учебно-методическое оснащение вашего курса?
- Этот вопрос полностью отлажен. Разработаны и внедрены учебно-методические комплекты от 1-го до 11-го классов. Они включают в себя учебные пособия, рабочие тетради, научно-методические сборники «Истоковедение», методические пособия для учителей, системы активных форм работы с родителями. Они подготовлены профессором Александром Васильевичем Комкиным. Это обширный пласт знаний. Нам, естественно, хотелось бы, чтобы со временем «Истоки» вошли в школьную программу как обязательный предмет. Пока, в том числе в омских школах, курс преподают факультативно. Но что радует - интерес к программе с каждым годом возрастает. И общими усилиями мы должны достучаться до чиновников самого высокого ранга, до тех, кому небезразлично будущее России. Мы научились решать сложную задачу воспитания детей настоящими патриотами своей Родины. Эти навыки должны быть востребованы на государственном уровне.
Константин Ивигин
P.S. С литературой и пособиями по учебно-методическому курсу «Истоки» можно ознакомиться в храме Иоанна Крестителя (у метромоста) и в методическом кабинете отдела религиозного образования и катехизации Омской и Таврической Епархии.