О содружестве московского и омского театров в годы Великой Отечественной войны.
В этом году мы отмечаем 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, чествуем знаменитых полководцев и неизвестных солдат, вспоминаем о героизме тех, кто находился в тылу. Но какой вклад в общую Победу внесло искусство и, в частности, театр?
Анализируя важнейшие вехи отечественной культуры, рождавшейся во время войны, с уверенностью можно сказать: искусство тоже может быть мощной силой. Такой силой, как «Седьмая симфония» Шостаковича, ставшая одним из главных духовных символов борьбы и мужества, выразившая то, что объединяло людей в это трудное время: веру в победу. Сам Шостакович так комментировал эти события: «когда грохочут пушки, тогда молчат музы… Когда грохочут наши пушки — поднимают свой могучий голос наши музы. Никогда и никому не удастся выбить пера из наших рук».
Вот так и случилось с прекрасным театром имени Вахтангова. Фашисты разрушили здание театра, но не смогли уничтожить его дух — его муза только окрепла. Часть труппы и студенты театрального училища во главе с художественным руководителем Рубеном Симоновым были эвакуированы в сибирский город Омск.
Народный артист РСФСР, орденоносец Рубен Симонов в роли Олеко Дундича, 1941 г.
И уже 22 октября газета «Омская правда» сообщала, что московский театр приехал в Сибирь на гастроли. Слово «эвакуация» старались не употреблять сознательно. Ведь эвакуация — это как вынужденное отступление, а артисты должны были радовать публику, вдохновлять, дарить надежду. Театр в этот сложный период помогал людям держаться, чтобы сохранять стойкость духа. Для вахтанговцев Великая Отечественная война и эвакуация в Омск имели особое значение: это время не было периодом выживания в ожидании Победы, оно стало временем выдающихся творческих достижений. А Омск для всех вахтанговцев, переживших здесь два суровых военных года, навсегда остался родным городом.
В книге «Это было недавно, это было давно» актриса театра Вахтангова Людмила Коновалова с особой нежностью и любовью вспоминает о днях трагического периода для всей страны и для обоих театров: «У нас было только два желания: есть и играть. Так мы и жили. Самые лучшие спектакли мы сделали именно в Омске. Театр Вахтангова после войны много гастролировал — и в Париже, и в Лондоне, и в Нью-Йорке. Но все это не имело ничего общего с тем, что нам дал Омск. Здесь в 41-м началась большая творческая жизнь».
В Омске, от безысходности ситуации, был поставлен уникальный художественный эксперимент — сосуществование двух совершенно разных театральных трупп под одной крышей. Первой постановкой, осуществленной вахтанговцами в эвакуации, был спектакль о гражданской войне «Олеко Дундич», главный герой которого стал легендарным символом стойкости. Позже этот спектакль был показан в Москве. Второй постановкой в Омске стал спектакль «Русские люди». Критикой отмечалось, что спектакль будит у зрителей гордость за свою Родину, за свой народ. Таким образом, театр последовательно выполнял взятую на себя миссию работать своим искусством на общее дело победы.
Сцена из спектакля Фельдмаршал Кутузов
Но самым главным, что привезли москвичи в Омск, была высокая театральная культура, которую омские артисты стремились перенять, и которая повлияла на их творческое развитие. А учиться было у кого — в коллективе театра имени Вахтангова сверкало настоящее созвездие талантов: Н. Охлопков, Р. Симонов, А. Дикий, Б. Захава, Ц. Мансурова, А. Абрикосов и другие, составляющие целую эпоху в советском театральном искусстве. К примеру, в декабре 1942 года ученик Евгения Вахтангова режиссер Борис Захава поставил с омскими актерами спектакль по пьесе Л. Леонова «Нашествие». Это была очень заметная работа, омичам удалось выйти на более высокий уровень.
Содружество двух театров в годы войны показало, что несмотря на все невзгоды искусство продолжало сеять в человеческих душах разумное, доброе, вечное. Война закончилась. Оба театра выдержали испытание — в трудные годы они были вместе с народом.
Уже в наше время директор театра Вахтангова Кирилл Крок так определяет тесную связь двух театров: «Мы очень сдружились с Омским театром драмы. Подписали соглашение о двустороннем сотрудничестве.
Но, как вы понимаете, главное не соглашение, а память и совесть». И сегодня «могучий голос муз» звучит для нас как память и совесть, как один из факторов Победы.
Александра Михайлова
г. Москва