В этой колонке мы уже касались причин русофобии среди части поляков. Коротко можно еще раз напомнить о целом ряде событий в совместной истории двух государств, которые и подпитывают у оголтелых польских националистов чувство глубокой неприязни к своим восточным соседям. Соперничали два народа еще в древние времена, а когда древнерусское единое государство распалось на ряд княжеств, ставших жертвами монгольского нашествия, тут-то поляки и почувствовали вкус своего превосходства. Несколько столетий, объединившись затем с Великим Литовским княжеством в Речь Посполитую, польские магнаты и шляхтичи ощущали себя абсолютно господствующей силой в Восточной Европе. Кстати, в Литовское княжество входили и западные русские княжества, такие, как Минское, Полоцкое, Смоленское, Брянское и другие. Государственным языком, на котором говорили 90 процентов населения, был русский язык, а вера была православной.
Вот с тех пор и «отравились» поляки чувством превосходства по отношению к русским. Дальше - больше: в 1610 году они, воспользовавшись смутой, захватили Москву и Кремль. Коленопреклоненная Русь униженно просила посадить на российский престол польского королевича Владислава. Это был пик славы, это был звездный час торжества польского всемогущества. В православных храмах Кремля польские войска устроили конюшни. Как еще больше можно было унизить вечного соперника?! Такое не забывается в национальном самосознании. Вон как болезненно современная Польша восприняла введение в России нового праздника - Дня национального единства, который мы недавно отметили. Потому что этот праздник - дата изгнания польских интервентов из Москвы в 1612 году.
А затем долгая борьба за Украину с переменным успехом. Ну а потом наступили совсем другие времена. Последним королем Речи Посполитой в 1764 году становится Станислав Понятовский. Главным основанием вступления его на трон было то, что он - бывший любовник Екатерины. Затем последовали разделы Польши, и такое государство перестало существовать вообще. А Царство Польское с Варшавой вошло в состав Российской империи. Это тоже не забывается. Насилие и мародерство, увы, вечные и неизбежные спутники войны. И советские военачальники сурово расправлялись с насильниками. Широко известен приказ маршала Рокоссовского о расстреле преступников на месте. Только по приговорам трибуналов за насилия было расстреляно 4148 советских офицеров. А полякам лучше бы помнить хорошее: за то, чтобы немецкий город Данциг стал польским Гданьском, отдали жизнь сотни тысяч русских солдат. Там буквально каждый метр полит кровью освободителей. Честнее и благороднее ставить памятники добрым делам, а не преступлениям.
Александр Минжуренко
Другие материалы автора рубрики «Дипкурсив» читайте в разделе «Колумнистика» (2-я колонка сайта)