Эксперт объяснил, что дает молодым людям обучение основам предпринимательства.

Омск уверенно превращается в региональную кузницу молодых предпринимателей. В регионе создана система, уже 15 лет формирующая бизнес-мышление у школьников. «БК55» изучил этот вопрос и выяснил, почему учить детей предпринимательству — это не только про возможности ранней профориентации, но и про жизненные навыки.

Когда цифры говорят громче слов

30 тысяч омских школьников. Именно столько участников собрала в 2024 году онлайн-олимпиада по финансовой грамотности от «Банка России». Для сравнения — это примерно четверть всех школьников региона.

А вот еще цифра — 4 тысячи подростков. Столько ребят прошли через программы Молодежного бизнес-инкубатора «Точка роста» за 15 лет его существования. 

Анатомия омского подхода

Что отличает омскую модель бизнес-образования? Прежде всего — системность. В Омской области не ограничиваются разовыми мероприятиями и формальными активностями.

Вот как выглядит образовательная траектория юного омича, интересующегося бизнесом:

  • Первый контакт: онлайн-олимпиады и игровые форматы;
  • Погружение: молодежные бизнес-уикенды с интенсивной программой;
  • Практика: разработка собственного проекта в «Точке роста»;
  • Реализация: летние профильные смены, где идею можно довести до прототипа реального дела.

«Не предприниматели, так предприимчивые»

Критики подобных инициатив часто задают вопрос: «Зачем учить бизнесу тех, кто никогда им, возможно, и не займется?».

Этот вопрос мы адресовали главе комиссии по наставничеству «Опоры России», учредителю и гендиректору тюменского ООО «Ремгидрострой», управляющему партнеру агентства консалтинга «RECH EXPERT», а также агентства системного консультирования «СТРАТЕГ» Владиславу  Самойлову.

Фото: vk.com/vladislavsamoylov

«Обучение предпринимательству предполагает изучение истории, работу с мышлением, затрагивается психология и стратегия личной эффективности, лидерство и управление организацией, все эти знания пригодятся школьникам в любой деятельности и бытовой жизни», — сказал эксперт.

И действительно, что происходит, когда школьник проходит через бизнес-программу?

Он учится:

  • Видеть проблемы и превращать их в возможности;
  • Планировать свои ресурсы и время;
  • Презентовать свои идеи;
  • Работать в команде и брать на себя ответственность.

А теперь давайте подумаем: разве эти навыки не пригодятся будущему врачу, инженеру или учителю? 

В то же время для кого-то обучение основам предпринимательства может стать первым шагом на пути к будущему делу.

«В этом возрасте нужно помнить, что личность ещё не сформирована. Работая со школьниками, необходимо делать уклон на профориентацию, выявление способностей, которые будут способствовать успеху в предпринимательстве. Такое обучение позволит в раннем возрасте примерить на себя эту роль, профессию и, возможно, определиться», — рассказывает глава комиссии по наставничеству «Опоры России».

Будущее бизнес-образования в Омске

Омский опыт бизнес-образования для школьников уже перенимают другие регионы. Но в самом Омске не останавливаются на достигнутом.

В планах — создание постоянно действующего центра молодежного предпринимательства, расширение программ на младшие классы и интеграция элементов бизнес-образования в школьную программу.

Подводя итоги, можно сказать: омские школьники не просто учатся бизнесу. Ребята формируют новую деловую культуру региона. В результате инициатива и предприимчивость постепенно становятся не исключением, а нормой.