9 марта текущего года отмечает 85-летний юбилей гример-постижёр Омского государственного академического театра драмы Эльвира Николаевна Музыченко. Представители этой редкой профессии не выходят после спектакля на поклон на сцену и имена их, как правило, неизвестны зрителю, но магия перевоплощения во многом достигается именно благодаря им — этим феям театрального закулисья. В материале Натальи Елизаровой — волшебный мир театра изнутри.

Эльвира Николаевна Музыченко — классический пример человека, у которого одна запись в трудовой книжке: 65 лет своей жизни она верна Омской драме. За годы службы в театре под её руководством и при непосредственном участии создавался грим и изготавливались парики более чем к 300 спектаклям, среди которых знаковые для театральной общественности постановки: «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, «Отелло» У. Шекспира, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Три сестры» А. П. Чехова, «Гроза» А. Н. Островского, «Царская охота» Л. Г. Зорина и многие, многие другие.

«У меня она ассоциируется с прошлым театра, а прошлое всегда вспоминается очень светло, — делится воспоминаниями заслуженная артистка России Татьяна Филоненко. — Её присутствие в нашем театре связано с самыми лучшими актёрами и режиссёрами. При Ханжарове в театре блистало целое соцветие выдающихся актёров! Поэтому она для меня — та эпоха, за которую мы держимся, золотой век, который продолжает нас питать».

Элеонора Музченко (Фото: архив театра).

На работу в Омский театр драмы Эльвира Музыченко пришла в апреле 1959 года, её приняли учеником в декорационный цех. Через пару лет перешла в парикмахерский цех, начав с азов осваивать ремесло постижёра. Доброжелательный, покладистый характер юной помощницы парикмахера, её мягкие, умелые руки сразу по достоинству оценили артисты. «Наша Лирочка» — так любовно и ласково они начали называть её между собой.

Народная артистка России Валерия Прокоп:

«Её можно охарактеризовать двумя словами — золотой человек! Два слова с большой буквы. Она редкий человек. С ней может ужиться абсолютно любой, она совершенно неконфликтна. Руки золотые! Характер изумительный! Я её знаю дольше всех. Я пришла в театр в 1966 году. Там тогда работал другой мастер, которая не терпела никаких возражений. Навтыкает, бывало, шпилек в причёску. Ты пищишь: «Ой, ой, больно!» А она в ответ: «Ничего не больно!» А Лиру попросишь переделать, она возьмёт и быстренько всё переделает. И всегда спрашивает, а как бы тебе хотелось? Очень внимательная! С ней невозможно поссориться. Единственное, что она унаследовала от прежнего мастера — столько шпилек в причёску воткнёт, что я всегда шучу: «А шпильки-то ещё остались в цеху или нет?» Но зато с причёской уж точно ничего не случится — не сдвинется, не упадёт!.. В антракте обязательно подойдёт, внимательно оглядит тебя, скажет: «Молодец, девочка, хорошо играла, ничего не распотрошила в причёске». У неё, несмотря на возраст, до сих пор руки золотые. Она говорит, я уже не та. Но мы-то видим — руки ничего не забыли. Таких как она уже нет, это поколение уходит. О Лирочке никто не может сказать что-то негативное. Она кампанейская, хохотушка, всегда всем довольна. Её все девчонки любят. И я её очень люблю!».

Заслуженный деятель культуры Омской области Элеонора Кремель:

«Лирочка пришла в театр совсем девочкой. Тогда в театре работала гримёром Екатерина Леонтьева, Катюня. Она была очень строгая, суровая. Лира училась у неё. Она была преданной Катюне до конца дней, заботилась о ней, опекала. У Катюни не было родственников, и Лирочка ухаживала за ней до последнего часа. Она вообще очень добрый, отзывчивый человек. Помню, у нас в театре гримёром работала глухая Наташа. Лира нянчилась с её ребёнком, как родная мама. Покупала вещи, помогала. Лирочка — очень тонко чувствующая натура. Перед спектаклем, пока причёсывает, всегда что-нибудь спрашивает, интересуется твоими детьми, внуками… А вообще — она очень скромная, никогда не выставляет себя напоказ».

Заслуженная артистка России Элеонора Кремель. Спектакль «Чертова дюжина» (Фото: Андрей Кудрявцев).

Народная артистка России Валерия Прокоп в роли Мавры Тарасовны. Спектакль «Правда-хорошо, а счастье лучше» (Фото: Андрей Кудрявцев).

Профессия постижера считается достаточно редкой, но в искусстве перевоплощения её значение трудно переоценить: мастер должен преобразить артиста так, чтобы он внешне предельно точно соответствовал сценическому образу. Каждый парик, шиньон или бакенбарды — индивидуальны, они изготавливаются строго под конкретного актёра. Человек нетерпеливый, неусидчивый, невнимательный, небрежный никогда не сможет работать постижером. Технология изготовления постижёрных изделий требует максимального сосредоточения, не терпит нервозности, суеты, спешки. Можно только догадываться, сколько кропотливого труда вложено Эльвирой Николаевной в каждую театральную постановку.

Человек интеллигентный, тактичный, предельно скромный, Эльвира Музыченко безотказна во всём, что касается работы или помощи коллегам. Она всегда готова поделиться своим богатым опытом, дать дельный профессиональный совет. Очень бережно и любовно относится к артистам. Если видит, что актёр волнуется перед премьерой, обязательно найдёт нужные слова, чтобы подбодрить, разрядить обстановку, по-доброму пошутить.

«Актёры — люди эмоциональные, нервные. А когда мы готовимся к спектаклю, это всё вообще обостряется, — признаётся Татьяна Филоненко. — Для нас, актёров, очень важно, какие руки к нам прикасаются, кто нас одевает и причёсывает. Не дай Бог, если тебя при этом будут дёргать, срывать на тебе своё настроение… А Лирочка очень аккуратно прикасается к голове, к волосам. Она — добрейший человек, очень внимательная… У гримёров-постижёров сложнейшая работа. Они работают, как проклятые, буквально ночуют в театре. Спектакли большие, объёмные. Постижёрный цех — один из самых сложных и ответственных цехов в театре».

Эльвира Николаевна, будучи прекрасным наставником, оставила после себя отличную смену, которой можно гордиться: её ученики успешно работают во многих театрах города. Одна из них — заведующая гримёрно-постижёрным цехом Омского академического театра драмы Светлана Шиповалова:

«Она мой наставник, многому меня научила. Я пришла в театр в 23 года, не имея никаких навыков. Выучилась на парикмахера, но у меня вообще не было опыта. Эльвира Николаевна научила шить парики, усы, бороды, косы, шиньоны, делать сложные исторические парики. Сейчас такие вещи можно заказывать, а раньше всё это изготавливали сами. Она научила меня не только ремеслу, но и тому, как работать с актёрами. Нельзя, например, расстраивать актёра перед спектаклем чем бы то ни было. Актёры очень чуткие. Очень перед спектаклем волнуются, особенно когда играют ответственные роли. Комплименты надо говорить, успокаивать, а иногда нужно просто помолчать, ведь каждый настраивается по-своему… Мы не разделяем актёров по регалиям, ведь им всем нужно выйти на сцену, независимо от того, начинающий это артист или народный. У них очень сложная профессия. Мы стараемся их жалеть: если актёру некомфортно, стараемся сделать так, чтобы было комфортно…». На вопрос, а кто стрижёт саму Эльвиру Николаевну, кому она доверяет свои волосы, Светлана улыбается: «Сам Эльвира Николаевна долгое время носила очень длинные волосы, но однажды она мне сказала: «Давай отрежем». Я очень боялась — остричь волосы человеку, который никогда не носил стрижку — это очень ответственно. Но я всё же подстригла её и теперь стригу всегда. Со временем мы нашли форму причёски, которой она очень довольна».

Перебирая в памяти воспоминания об Эльвире Николаевне Музыченко, актрисы невольно отмечали изменения, произошедшие в привычной им гримёрно-постижёрной мастерской за долгие годы службы в театре.

«Когда я пришла в театр, помню, застала чугунные щипцы, их разогревали на плитке, — вспоминает заслуженный деятель культуры Омской области Лариса Свиркова. — Делался такой тоненький-тоненький локон как на коклюшке. Для волос это не самое полезное дело. Помню такой момент, мне накручивали волосы, и кто-то сказал: «Какие у тебя волосы шикарные, густые!» На что Эльвира Николаевна ответила: «Многие сюда с хорошими волосами приходили…».

«Бигуди сначала были металлические, потом парафиновые водяные. И плойки — не электрические, а тоже металлические. Сколько волос нам сжигали парикмахеры! — вздыхает Татьяна Филоненко. — И себе пальцы жгли, когда, чтобы нас не обжечь, пробовали на ощупь плойку…».

Эльвира Николаевна виртуозно умеет «состарить» или «омолодить» актёра, превратить его в известный персонаж, наделить определёнными чертами характера и темперамента.

«Я играла в «Мещанах» А. М. Горького Полю, тихую птичку Коноплянку, — вспоминает Татьяна Филоненко. — Это, если помните пьесу, совсем юная девушка. Лирочка сказала сразу: «Только не парик! Он сильно старит, тем более со сцены». И она предложила подобрать шиньон. Он оказался светлее, чем мои волосы. Чтобы попасть в тон, она мне немножко впереди высветлила волосы, что освежило лицо. Если на тот момент мне было лет 27, то я стала выглядеть на 20… Мастер великолепный! Если она мне делала начёс, я могла ходить с ним два-три дня…».

Зная, насколько бережно относятся артисты к деталям своего образа, Э. Н. Музыченко всегда готова в случае необходимости помочь, подправить, решить возникшую внезапно проблему и с гримом, и с причёской, и с накладными деталями, что не остаётся незамеченным артистами.

«Эльвира Николаевна всегда проверит, есть ли за кулисами лигнин, клей, расчёски, салфетки, лак, словом, всё что артисту может понадобиться. Поэтому история про то, как у артиста во время спектакля ус отклеился — это не про неё! — утверждает Лариса Свиркова. — Она и девчонок из своего цеха учит отношению к артистам. Если актёру неудобно, не нужно вступать в диалоги и что-то доказывать — просто переделай, потому что артисту выходить на сцену. Эльвира Николаевна — абсолютно театральный человек. Она неотделимая часть театра, единое с ним целое, как чайная пара — чашка и блюдце, которые идеально сочетаются и находятся в гармонии друг с другом. Эльвира Николаевна — как птица, которая всех бережёт, укрывает своими крыльями. Она такая бабушка для нас для всех. Рассказывает о правилах, традициях театра, например, что в уличной обуви нельзя ходить по сцене — она себе этого никогда не позволяла. Это человек, который создавал этот театр, она его живая история».

В 1975 году Э. Н. Музыченко стала выполнять обязанности руководителя гримёрно-постижёрного цеха, которым руководила на протяжении более чем 30 лет. Спектакли, которые создавались при её участии, успешно гастролировали, в том числе на различных российских и международных театральных фестивалях, отмеченных почётными призами и наградами. Среди них — лауреаты и номинанты Национальной театральной премии «Золотая маска»: «Живой труп», «Приглашение на казнь», «Брат Чичиков», «Дачники», «Король умирает», «Фрекен Жюли», «Вишневый сад».

Несмотря на огромное количество созданных собственными руками предметов постижёрного искусства, среди них есть и любимые — те, в которые вложено много сил, терпения, времени.

«У неё был парик, которым она гордилась. Он изготавливался к спектаклю о Ленине, — на просьбу назвать любимое изделие мастера, отвечает её ученица Светлана Шиповалова. — Там очень сложная технология: замша натягивается на болванку. Этому парику больше полувека. Ещё она делала очень сложный парик и бороду своему супругу актёру Юрию Музыченко к спектаклю «Натуральное хозяйство в Шамбале», где он играл Карла Маркса. Портретный грим и парик для исторического образа — это поистине ювелирная, филигранная работа, которая не каждому мастеру по плечу. Эльвира Николаевна очень талантливый человек».

Без преувеличения можно сказать, что театру Эльвира Музыченко отдала всю свою жизнь. Омский академический театр драмы стал для неё не только любимым местом работы, но и родным домом. Её муж — известный омский актёр Юрий Васильевич Музыченко — также долгие годы трудился в театре. Эту красивую пару родственных душ, на протяжении всей своей жизни связанных искусством, с удовольствием вспоминают коллеги.

Юрий Музыченко в спектакле «Натуральное хозяйство в Шамбале» (Фото: архив театра).

«Юрий Васильевич — это такой правдоруб. Его многие побаивались. Он был взрывной, как огонь. А она — очень дипломатичная, мягкая, могла нивелировать какие-то ситуации. Хорошая пара! То, что это была любовь — однозначно» (Светлана Шиповалова).

«Их цементировала разность темпераментов. Лира — спокойная, выдержанная, понимающая. Юра — горячий, упёртый» (Элеонора Кремель).

«Лирочка родила трёх детей, не беря отпусков. У нас, актёров, бывают паузы, если ты не занят в спектакле. А гримёры работают каждый день, все выходные сидят — чистят-моют все эти парики. Занятость огромная. Её мама работала у нас билетёром, помогала ей. Лирочка и на гастроли ездила вместе с детьми… Несмотря на разницу в возрасте, мы были с ней как подружки. Дружили семьями. Хозяйством занимался Юрий Васильевич Музыченко. Он любил солить сало, а я — капусту. А потом — передавали друг другу гостинцы…» (Татьяна Филоненко).

«Замечательная была пара! Он — хозяин в доме, семьянин, прекрасно готовил. Детей хороших вырастили, правнуки в школу пойдут…» (Валерия Прокоп).

В минувшем 2024 году за заслуги перед Омской областью в развитии культуры и театрального искусства гримеру-постижёру Омского государственного академического театра драмы Э. Н. Музыченко присвоено почётное звание Омской области «Заслуженный деятель культуры Омской области».

В последние годы Эльвира Николаевна приходит в театр лишь несколько раз в месяц, на определённые спектакли. Но коллеги всё равно считают её незаменимой, опровергая пресловутый тезис о том, что незаменимых нет. Работникам гримёрно-постижёрного цеха важны и ценны её советы мастера, в которых скрывается богатый профессиональный опыт и житейская мудрость. А артисты тоскуют по живому человеческому участию и мягким, невесомым рукам, создающим волшебство.

«Лирочка — это наш домовой такой! — восторженно восклицает Татьяна Филоненко. — Знаете, в спектакле «Последний срок» у актрисы Надежды Надеждиной был такой эпизод. Её героиню спросили: «Да что ты с этой коровой-то своей носишься? Ни молока уже нет, ничего». А героиня Надеждиной отвечает: «Да лишь бы она в стайке стояла и мычала». Вот и для меня — лишь бы она просто была с нами. Как можно дольше!».

Заслуженная артистка России Татьяна Филоненко в роли Гени. Спектакль «На чемоданах». (Фото: Андрей Кудрявцев). 

Проработать в театре более 60 лет и при том так, что о твоём мастерстве, профессиональной деятельности, человеческих качествах говорят только хорошее — не это ли и есть неподдельное свидетельство искренней любви коллег и настоящий знак качества для профессионала?

Эльвира Николаевна Музыченко — человек, без которого невозможно представить Омскую драму. Она создаёт магию театра и щедро делится ей со зрителем. Пожелаем нашей Лирочке, этой незримой волшебнице театрального закулисья, крепкого здоровья и долгих лет жизни!

Автор материала: Наталья Елизарова.