Новым гостем рубрики «Вопрос предпринимателю» стал директор интернет-маркетингового агентства «Digital Around» Артём Галоян.
БК55 продолжает рубрику «Вопрос предпринимателю». В ее рамках бизнесмены из Омска и других городов России рассказывают о своем опыте и делятся знаниями и советами с теми, кто только начинает свое дело.
На этот раз героем рубрики стал директор (совладелец) интернет-маркетингового агентства «Digital Around», резидент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», наставник Стартап Академии Артём Галоян. Он рассказал о разных путях прихода в бизнес, лучшем возрасте для этого и к чему надо быть готовым начинающим предпринимателям.
— Все по-разному в бизнес приходят. Кто-то из найма, кому-то сделать первый шаг в бизнесе помогали родители. Как было у вас?
— У меня все просто. Я работал в найме, в продажах. Можно сказать набирался опыта. И в одной из компаний, где работал, дошел до должности руководителя отдела. То есть, у меня был путь, когда я поднимался, как по ступенькам. И в рамках своей работы я познакомился со своим будущим партнером, с которым мы нашли общий язык и приняли решение заниматься уже своим делом. То есть, это был постепенный путь. Нельзя сказать, что я начал без опыта. Конечно, бэкграунд определенный у меня был. И у партнера тоже. Он был техдиректором с опытом управления проектами, командами.
— А на ваш взгляд, существует ли какой-то идеальный путь прихода в бизнес?
— Идеальный путь в моем понимании, когда ты был в найме или в семейном бизнесе, и ты им определенное время поуправлял.
У меня ситуация, что мы работаем с партнером. Но распространенная история, что предприниматель один и он за счет своих навыков, умений и энергии строит компанию. И в случае, когда ты один, то идеальная история, если ты был топ-менеджером, операционным директором в крупной компании, где есть отделы, и ты этим управлял. Если ты с таким опытом приходишь строить свою компанию, то это намного легче. То, чему я учился на собственных ошибках, люди проходят внутри компаний.
И нужно понимать, что если ты на позиции операционного директора и у тебя адекватный учредитель, который занимается развитием, то скорее всего, тебя отправляли на повышение квалификации, ты обучался, совершенствовал навыки, компетенции. И это все тебе только в плюс. И тебе не нужно основам учиться.
— Существует ли возраст, с которого лучше начинать вести предпринимательскую деятельность?
— С одной стороны, чем раньше придешь, тем быстрее научишься. Это один путь.
Еще есть люди расчетливые, которые любят считать. Возьмем, к примеру, инженеров. Они думают наперед. Как по сути должно быть в предпринимательстве? Ты ставишь долгосрочные цели, строишь компанию надолго и ребята, которые с физтеха, с физмата, они, как правило, такого склада ума и они закладывают правильные ценности в компанию.
Но есть иностранный опыт, где опытные ребята, которым по 30-35 лет, у которых был опыт работы операционным директором, открывают свое дело. У них и связи уже есть по региону или федеральные. И это стреляет сразу. Потому что есть опыт в управлении, в построении команды, ты правильно планируешь, ты понимаешь, что бывают кассовые разрывы и что такое маркетинг, HR и прочее.
Но нельзя отрицать, что пока ты до 35 будешь набираться опыта в найме, кто-то придет раньше и у него получится, он уже к 25 эти компетенции наберет. Но эмоционально ты выгоришь несколько раз, вернешься и снова выгоришь.
— К чему надо быть готовым тем, кто задумывается начать свое дело? Какие основные подводные камни?
— Бизнес — это история не только про компетенции и построение. Здесь еще очень сильна эмоциональная сторона. То есть, как ты относишься к вызовам, которые стопроцентно будут. Если ты приходишь «зеленым», без особого опыта, то надо быть готовым ко всему. Будут кассовые разрывы, будут увольняться люди, у тебя у самого будет выгорание. На первых порах у тебя будет много энергии, а через четыре-пять месяцев, когда желаемый результат не достигнут, это бьет по тебе. Можно столкнуться с тем, что вроде ты зарабатываешь, но когда ты начинаешь правильно считать финансы, оказывается, что денег нет. То есть, эмоционально будет качать и будет желание бросить это дело.
Влияют российские, мировые события. Например, я открыл компанию в 2018 году. Мы пережили пандемию, когда спрос в ноль ушел. И здесь важно, как ты реагируешь на эти вызовы.
Еще один момент, что надо понимать, что в найме ты рискуешь не своими деньгами. А когда у тебя свое дело, иногда придется фиксировать убытки. Всегда в плюс работать не получится. Будут неправильные решения и тут важно, как ты с ними справляешься.
— А можно вывести какую-то схему начала своего бизнеса: от идеи до первой прибыли?
— По моему мнению, чего не хватает у большинства, так это правильного понимания маркетинга. Вообще туда не лезут. Сейчас история такова, что реклама дорожает и надо четко видеть свою аудиторию. Многие это не анализируют и дело в итоге не доходит даже до первых продаж. Люди тратят деньги на офис, на оборудование. А на начальном этапе надо генерировать выручку, набить продажи и возможно даже удаленно протестировать эту нишу и только тогда в нее заходить.
В моем понимании правильная формула в том, что сначала надо изучить рынок. Ты должен понять свою аудиторию, а в идеале еще ее сузить, понять их боли и под эти боли допилить свой продукт. Тогда высока вероятность, что все будет хорошо, пойдут первые продажи.
Фото: t.me/informcanalOpora55
— Помимо предпринимательской деятельности, вы являетесь наставником. С какими вопросами чаще всего приходят начинающие предприниматели?
— Наверно, выделю два самых частых запроса. Это как увеличить продажи. Но этот запрос понятен, потому что если у тебя нет продаж, нет денег, то ты себя не очень комфортно чувствуешь. Еще один частый вопрос, связан с тем, что предприниматель работает 24 на 7. У него хороший продукт, нет проблем с продажами, но он зашивается и он не умеет делегировать. И это второй вопрос — как мне с себя скинуть часть задач, чтобы это также хорошо работало.
— Почему, на ваш взгляд, эти вопросы возникают?
— С одной стороны, это проблема знаний. Обучение по маркетингу, я не знаю, где в Омске хорошее. Я всему учился на практике и на дополнительных курсах, которые я покупал за деньги. А что касается делегирования, то менеджменту, я тоже не знаю, где бесплатно можно научиться. Поэтому все познается на собственном опыте. А у начинающих предпринимателей такого опыта и знаний нет, поэтому появляются такие запросы.
— На ваш взгляд, бизнес это больше про зарабатывать или больше про самореализацию?
— В моем понимании, в первую очередь бизнес — это про зарабатывание денег. Если он не генерирует чистую прибыль, то это не бизнес, а хобби. Но это может дополняться моментом самореализации. Все зависит от того, какая финансовая модель у тебя построена, как ты развиваешься. Одно другое может дополнять.
— Продолжая предыдущий вопрос. Возможно ли заниматься бизнесом, который тебе не по душе, но приносит доход, или процесс должен приносить и внутреннее удовлетворение?
— Любая формула возможна. Другое дело, что если твое дело тебе не в кайф, то, скорее всего, супер долго ты этим заниматься не будешь.
Но опять же много примеров, когда не в кайф, но человек понимает, что есть ниша, есть запрос и он делает под него хороший продукт, просто понимает, что есть потребность. Он может не получать удовольствия от процесса, но он строит компанию, доращивает ее до определенного оборота и продает. Это тоже схема.
Если мы говорим про предпринимательство в долгую, то если тебе не в кайф, то ты не сможешь долго конкурировать с людьми, которым нравится их дело. В какой-то момент человек, который любит свое дело, будет идти дальше, а ты из себя это будешь вытягивать и проигрывать.