Среди факторов — рост интернет-торговли и снижение компетентности персонала магазинов.
Согласно совместному исследованию консалтинговой компании IBC Real Estate и инвестиционной компании Parus Asset Management, которое опубликовал «Коммерсант», в прошедшем 2024-м году наблюдалось заметное снижение объемов ввода новых торговых центров. Причем такая тенденция, как прогнозируется, сохранится как минимум в ближайшие три года — вплоть до 2027-го.
Связывают это, в первую очередь, со снижением посещаемости торговых центров покупателями и, как следствие, уменьшением рентабельности такого рода площадок.
Опрошенные БК55 эксперты отмечают, что проблема снижения трафика посещения ТЦ актуальна и для Омска.
Основатель чайно-кофейной сети магазинов VINTAGE Елена Михайлова считает, что начало этой тенденции было заложено во времена пандемии коронавируса:
«100% это все началось с перестройки рынка в момент ковидных ограничений, когда людей посадили дома. Очень активно начали развиваться площадки «Озон», «Вайлдберриз» и вообще вся электронная торговля. И, конечно же, за несколько лет люди перестроились на этот режим. Очень просто зайти, выбрать покупку по красивым картинкам из миллиона предложений, нажав на одну кнопочку, и тебе все это привезут бесплатно туда, куда ты скажешь».
Таким образом, в связи с изменением ритма жизни, графиков работы, методов планирования, появлением новых, более комфортных для покупателя условий, формируются и новые форматы торгово-покупательского взаимодействия. Немаловажной деталью, как отмечают эксперты, является также и появление новой, ставшей уже платежеспособной прослойки молодежи, воспитанных в новых социально-экономических условиях.
«Сейчас к нам уже подъехали условные зумеры, которым надо «здесь и сейчас» и у которых отсутствует среднесрочное планирование. Им нужен быстрый эндофомин. Этим людям уже 20+, они начали работать, зарабатывать какие-то деньги и они хотят их потратить «здесь и сейчас». Они не про ипотеки, а про кофе, про красивую упаковку. Поэтому сейчас очень актуальны всякие видео с распаковками. Чтобы все это было тактильно, по звуку приятно, красивая картинка, чтобы это было как у той девочки из «ТикТока». А девочки из «ТикТока» — они не ходят в торговые центры, им все это приносят домой, где они делают красивую распаковку. На этом сейчас тоже выстраивают стратегии», — рассказала дизайнер, креативный директор российского бренда AP design Анна Попадюк.
Директор по стратегическому маркетингу Анастасия Боглаева отметила, что помимо роста интернет-торговли, на снижение интереса к шопингу в ТЦ повлиял также ряд других факторов:
«Ассортиментная политика. Увы, но и ассортимент в Омске, как правило, «остаточный». Байеры часто наполняют омские филиалы фэшн-брендов коллекциями одежды и обуви, которые не распродаются в столицах. И, как следствие, удобнее и выгоднее покупать новинки в командировке, отпуске и через интернет. Еще одна причина в снижении покупательской способности. Наценка на оффлайн товар существенная, так как бизнесу нужно отбивать затраты на ФОТ, оборудование, аренду и логистику. Кроме того, стоит сказать об уходе якорных мировых брендов из России, которые притягивали покупателей в ТЦ из соседних регионов, а в Омске — даже из Казахстана».
В то же время эксперты отмечают, что на данный момент одним из главных трендов в офлайн-продажах является не столько требование к качеству продукта, сколько к эмоциональной составляющей процесса покупок. Причем это вопрос как, повторимся, визуального восприятия, так и потребность в получении общения, вовлеченности в социум.
В контексте привлечения покупателей, вопрос эмоциональной подачи является актуальным как для непосредственно владельцев торговых центров, так и для предпринимателей. Как отмечается, в торговых центрах, в которых проводятся какие-то мероприятия, праздники, существуют зоны для детей и фудкорты, снижение потока посетителей фиксируется куда в меньшей степени, чем в ТЦ, где подобного рода мероприятий не проводится.
А в контексте непосредственно производителей и магазинов, в частности, играет огромную роль форма обслуживания клиентов. Эксперты обращают внимание, что на данный момент заметно снижение компетенции персонала магазинов. А это, в свою очередь, прямым образом влияет и на желание потребителя в этот магазин вернуться и, соответственно, снижает количество покупок.
«Компетенция персонала снизилась, потому что сниженный трафик покупателя не дает возможность опытным продавцам получать прежние зарплаты и они уходят», — говорит Анастасия Боглаева.
Елена Михайлова также обращает внимание, что запрос на прямое общение продавца и покупателя есть, но исполнить его задача действительно сложная в текущих условиях:
«Огромный дефицит у нас на качественное общение, на качественный сервис, на заботу и на хорошие эмоции. Мы в магазинах как раз пытаемся это дать, поэтому у нас очень высоко количество повторных покупок. Да, конечно, цена играет свою роль, для некоторых — главную роль, но качество чая, вкус чая, хороший сервис, забота, потребность в том, что про тебя помнят, знают, тебе рады, с тобой хотят поговорить, узнать, как у тебя дела. Это просто мощнейший крючок для людей. Ни на каких маркетплейсах этого не сделаешь и этого не получишь. А здесь тренд, здесь огромная боль, потребность, дефицит, который нужно покрывать. Вот это дают офлайн-магазины».
Стоит отметить, что в вопросе того, насколько хорошо или плохо для бизнеса снижение количества посетителей в торговых центрах, эксперты, так или иначе, сходятся во мнении, что текущая ситуация — это реалии жизни, ее естественный процесс. Да, это требует определенной гибкости, освоения новых навыков, в том числе и технических, изучения трендов и понимания аудитории, поиска новых рынков сбыта, то есть — постоянного развития и движения вперед. Что, безусловно, для многих производителей может быть очень непростой задачей.
«С точки зрения хорошего, это возможность определенной экономии на аренде. Плохое, это то, что теперь предприниматели, производители, должны осваивать новые концепции и новые каналы продвижения, и далеко не все к этому готовы. То есть, ты должен понимать свою целевую аудиторию. Сейчас у нас, например, с этого года налоговые изменения в легкой промышленности, льготы и налоги, мы теперь перешли с УСН на полноценные 6%. Рынок в этот момент поменялся. То есть трансформация-то идет. И рынок становится все более жестоким», — отметила Анна Попадюк.
По мнению Анастасии Боглаевой, бизнес, который адаптируется, может сохранить и приумножить финансовые показатели, например, «переобувшись» в формат даркстора. И в Омске есть федеральные игроки, у которых часть торгового зала отведена для выдачи онлайн-заказов. Таким образом, магазин, приглашая забрать товар, может продавать сопутствующие товары.
В то же время эксперт подчеркивает, что учитывая закредитованность бизнеса и населения, уход мировых якорных брендов, доступность онлайн-шоппинга, «становится понятно, что перспектива возврата прежнего потребительского трафика в торговые центры сомнительна, если только не будут предприняты контрмеры на законодательном, налоговом и геополитическом уровнях».